Нужно ли заставлять ребенка помогать по дому? Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам Домашние обязанности 8 летнего ребенка

21.12.2023

Нужно ли наделять ребенка обязанностями? Безусловно, они помогают полноценному, адекватному формированию личности. Возложение и успешное выполнение каких-либо обязанностей возвышает ребенка в собственных глазах. Постепенно малыш учится взаимодействовать с окружающими и начинает рассматривать себя как личность, способную помогать.

Обязанности ребенка и взрослого человека несопоставимы. Они значительно проще. Обязанности малыша можно трактовать, скорее, как посильную помощь по дому. Поручения должны соответствовать его возрасту. Иначе, можно вызвать обиду, злость, агрессию или ощущение у него чувства собственной неполноценности.

В тоже время не стоит вовсе ограждать ребенка от домашних дел, уповая на то, что у него будет еще достаточно времени, чтобы всему научиться. Так вы рискуете воспитать неподготовленную к самостоятельной жизни личность. Кто его лучше научит и закроет глаза на ошибки, как не родители?

Исходя из собственных ожиданий и умений ребенка, можно давать ему самые разнообразные задания. Однако те или иные обязанности нужно вводить в его жизнь постепенно. Поговорите с крохой и вместе решите, в чем будет заключаться ее посильный вклад.

Желательно давать ей возможность самой выбирать для себя дела. Покажите ей, если крохе непонятно как именно нужно это выполнить. Однако никогда не делайте этого за нее.

Обозначьте критерии качества, по которым в последующем будет оцениваться качество ее работы. Согласуйте сроки выполнения. Сообщите о последствиях, вступающих в силу после невыполнения поручений.

Не устанавливайте для малыша слишком высоких рамок. Возможно, вы перфекционист и всегда стремитесь к совершенству. Ребенок еще не наделен умениями и способностями взрослого человека, поэтому не выставляйте недостижимых для него планок. Иначе ему не захочется больше помогать.

Периодически меняйте круг его обязанностей для того, чтобы ребенку не наскучила монотонная работа. Хотя, некоторые можно прочно вводить в его жизнь, например, собирать свои игрушки или ухаживать за животными. Кроме того, не стоит нагружать его слишком большим списком дел.

По степени длительности обязанности можно разделить на постоянные и ситуативные дела . Под постоянными обязанностями понимаются те, которыми ребенок награждается с определенного возраста на постоянной основе, например, способность самостоятельно одеваться, обязанность уважать взрослых. Ситуативные дела носят кратковременный характер. Это небольшие поручения, которые родители могут дать своему чаду.

Как приучить ребенка к труду

Малыш всегда наблюдает за действиями взрослых. На их примере он постепенно учится действовать тем или иным образом в разнообразных ситуациях. Приходит время и у него возникает сильное желание сделать что-либо самостоятельно. Это позволяет тем самым ему почувствовать себя большим. Это удачное время для мягкого, ненавязчивого приобщения его к труду. Несколько рекомендаций:

  1. Если ребенок отказывается от вашего поручения, не злитесь и не заставляйте его. Лучше поговорите с ним о том, почему ему не хочется. Объясните, зачем это нужно выполнить.
  2. Малыш будет чувствовать значимость своей помощи, и хотеть ее оказать лишний раз, если ваши просьбы будут озвучены не в приказном тоне. Вместо фразы “сделай немедленно” скажите “не мог бы ты”.
  3. Хвалите малыша за его старание и стремление что-то выполнить. Пусть поначалу у него получается не так, как вам бы хотелось. Слова одобрения жизненно важны для формирования позитивной самооценки.
  4. Иногда, если он действительно очень заслужил можно поощрять его, но ни в коем случае не деньгами. Он начнет думать, что родители обязаны ему платить за выполнение домашних дел. Помощь перестанет быть бескорыстной.
  5. С внедрением новых обязанностей нужно расширять поле его свободы. Скажем, он может лечь спать чуть позже или поиграть чуть больше.
  6. Выполнение самих дел можно превратить в интересную игру. Ваша фантазия подскажет, как нужно это сделать.

Что под силу детям разного возраста

Малыш 3 лет способен :

  • убирать игрушки на место;
  • относить ложки, вилки, салфетки, тарелки на стол;
  • ставить книжки и журналы на полки;
  • убирать свое место за столом после еды;
  • владеть элементарными гигиеническими навыками (например, умываться);
  • самостоятельно раздеваться и одеваться при участии взрослых.

Ребенок 4 лет готов:

  • сервировать стол, относить хорошие тарелки;
  • помогать с приобретением бакалейных товаров;
  • помогать убираться во дворе;
  • кормить домашнюю живность;
  • расстилать и застилать кровать;
  • помогать мыть посуду;
  • вытирать пыль на мебели;
  • накладывать еду в тарелки;
  • готовить холодные завтраки (насыпать хлопья);
  • мазать маслом хлеб;
  • доставать почту из ящика;
  • участвовать в приготовлении несложного десерта;
  • развешивать вещи сушиться;
  • складывать одежду.

Пятилетке можно поручить:

  • помогать готовить по рецепту пищу (добавлять ингредиенты);
  • убираться в комнате;
  • готовить бутерброд или простой завтрак себе;
  • самому одеваться, складывать одежду;
  • чистить туалет, раковину, ванную;
  • сортировать и убирать постиранное белье;
  • чистить зеркала;
  • участвовать в мытье машины;
  • оплачивать небольшие покупки;
  • принимать телефонные звонки;
  • выносить мусор.

Шестилетка уже может:

  • одеваться по погоде;
  • пылесосить ковер;
  • собирать завтрак в школу;
  • поливать цветочки;
  • очищать овощи;
  • полоть траву;
  • выгуливать домашних питомцев;
  • помогать чистить машину;
  • следить за тем, чтобы мусор был вынесен.

Семилетка умеет:

  • убираться во дворе;
  • следить за своим велосипедом;
  • поливать огород;
  • нести пакеты с покупками;
  • мыть домашних животных;
  • гладить вещи.

Ребенку 8, 9 лет можно предложить:

  • помыть полы;
  • постирать вещи;
  • зашить дырочки, пришить пуговицы;
  • сделать простые блюда;
  • убирать за питомцами;
  • красить;
  • участвовать в мытье холодильника;
  • купать и кормить своих младших братьев и сестер;
  • убираться в доме.

В 9, 10 лет ребенка можно просить:

  • менять постельное белье;
  • загружать и включать машинку, засыпать порошок;
  • делать покупки по списку;
  • готовить еду на всю семью;
  • мыть машину.

В 10, 11 лет ребенок готов самостоятельно подрабатывать, плюс ко всему перечисленному.

Ребенок 11, 12 умеет:

  • чистить бассейн;
  • следить за огородом;
  • помогать папе, делать мужскую работу;
  • чистить духовку и плиту.

Приход в жизнь ребенка обязанностей должен сочетаться с наделением его определенными правами. Их реализация не должна зависеть от настроения окружающих. Иначе ребенок станет злиться, возникнет стремление отомстить, а его рвение к сотрудничеству будет снижаться.

Стоит ли удивляться, что ему тоже не захочется выполнять ваши поручения?

Уважаемые читательницы блога , а какие обязанности выполняет ваш ребенок в семье, оставляйте комментарии или отзывы ниже. Кому то это очень пригодиться!

Отношение к обязанностям ребенка дома у родителей различно. Одни считают, что не следует загружать детей, лишая их возможности беззаботно прожить период детства, достаточно того, чтобы они учатся. Другие полагают, что круг обязанностей ребенка должен включать только работу по самообслуживанию. И, наконец, третья группа родителей убеждена, что помощь по дому должна быть существенной, чтобы освободить взрослых от части бытовых забот. Попробуем разобраться, какие у ребенка могут быть обязанности в семье, и как сформировать ответственное отношение к выполнению закрепленной за детьми работы.

Взаимные обязанности детей и родителей

Психологи отмечают, что все члены семьи должны иметь не только права, но и определенные обязанности перед другими домочадцами. Только тогда не сформируется личность-потребитель. Кроме того, праздный образ жизни негативно сказывается на процессе социализации. Дети, которые не приучены к уходу за собой, собственными вещами и жилищем, растут инфантильными, беспомощными, неприспособленными к жизни и, конечно, ленивыми. Вырастая, они нередко проявляют душевную черствость по отношению даже к близким людям, нежелание заботиться о них. Поэтому даже в семьях, где имеется возможность иметь оплачиваемых помощников по хозяйству, у ребенка должен быть определенный круг домашних обязанностей.

Какие обязанности может выполнять ребенок?

Ряд обязанностей желательно иметь уже детям дошкольного возраста. Но это не значит, что вы просто ставите малыша перед фактом, что с завтрашнего дня он должен выполнять то-то и то-то. Процесс передачи обязанностей довольно длительный. Вначале вы привлекаете кроху к помощи: «Давай вместе соберем игрушки!» (польем цветы и т.д.) Убедившись, что ребенок овладел трудовым навыком, можно давать ему разовые поручения: «Помоги мне вытереть посуду!», «Собери свои игрушки в ящик». И только когда малыш будет справляться с поручениями, можно вменить ему ту или иную работу по дому в обязанность. Обычно первые обязанности закрепляются за ребенком в возрасте 5 лет, когда он становится способен к волевому усилию.

При отборе круга семейных обязанностей ребенка следует исходить из его возраста, темперамента. Если в семье несколько детей, то можно предложить им договориться самостоятельно о распределении обязанностей или установить дежурство – поочередное выполнение домашних работ. А вот объемную работу (генеральная уборка, ремонт в комнате и пр.) лучше организовывать общими силами.

Круг ежедневных обязанностей школьника может включать следующие виды труда:

  • заправка постели, наведение порядка в комнате;
  • мытье посуды;
  • стирка-глажка некоторых предметов своего туалета;
  • уход за комнатными цветами;
  • кормление и выгул домашних питомцев.
  • покупка продуктов по списку.

1 – 2 раза в неделю младший школьник может убирать свою комнату, а после 9 лет ему уже можно поручить уборку небольшой квартиры или части комнат в просторном жилье. В 11 – 12 лет ребенок способен приготовить простейшие блюда (омлет, кашу, жареную картошку), загрузить стиральную машинку и развесить белье. Подросток может полностью следить за своим гардеробом, при необходимости отгладить, почистить, постирать одежду, и оплатить квитанции.

Как стимулировать ребенка на выполнение обязанностей

Без должной мотивации трудно ожидать от детей ответственного отношения к обязанностям. Методы стимулирования зависят от личности ребенка и возможностей семьи. Можно выделить следующие приемы:

Вопрос о материальном поощрении решается индивидуально в каждой семье. Но не так уж плохо, если ребенок за объемную работу получает небольшую сумму денег. Это, конечно, не значит, что он не может бесплатно посидеть с сестренкой или вымыть посуду. Денежный вопрос – очень щепетильный, здесь главное не навредить!

Которые я организовываю, часто возникает вопрос обязанностей ребенка по дому. Что может ребенок делать в том или ином возрасте? Какие обязанности стоит давать, а что ребенок сделать не может? Если некогда читать — смотрите или слушайте видео 🙂


Из своего опыта могу сказать, что все запреты в нашей голове, и «не может» — тоже там. Не бойтесь «нагружать» ребенка. Часто родители сейчас слишком лояльны и чересчур заботливы (хотя уверена, что и наши бабушки тоже такими были).

Когда-то на сайте Маркетиум я нашла картинки, где были описаны обязанности ребенка по дому для его разного возраста — от трех до семнадцати лет. Я сохранила себе эти картинки и периодически просматриваю их. Это как компас, с которым можно свериться, но путь у меня свой. Предлагаю Вам этот список, со своими ремарками 🙂

Обязанности ребенка по дому: 3 года


Обязанности ребенка по дому: 4 года

  • помогать расстилать и убирать постель (просите сами, не ждите, чтобы малыш предложил 😉);
  • протирать пыль;
  • помогать готовить десерты, украшать что-либо (еду, комнату и т.п.);
  • помогать убирать в саду, в доме;
  • помогать мыть посуду.

Обязанности ребенка по дому: 5 лет

  • расстилать и убирать свою постель (уже сам, а не помогает);
  • помогать убирать квартиру (главное, чтобы сама мама знала, что можно передать ребенку, каким инструментом снабдить, и какого качества уборку он хочет получит (ну и насколько это реально! :));
  • оплачивать мелкие покупки;
  • кормить своего питомца и убирать за ним;
  • самостоятельно завязывать шнурки и убирать одежду (но, например, мои дети совсем не умеют завязывать шнурки:), а убирают одежду за собой еще с того трехлетнего возраста, когда научились ее одевать/снимать и скадывать);
  • самому готовить бутерброды убирать за собой (опять таки, здесь нужна подготовительная работа от мамы и папы — научите намазывать масло на хлеб, пусть в доме всегда будет нарезанный хлеб и сыр, например).

Обязанности ребенка по дому: 6 лет

  • пылесосить;
  • поливать цветы;
  • выгуливать домашних животных (если они у вас есть:));
  • выносить мусор;
  • собирать вещи в школу;
  • чистить овощи (купите для пользования ребенка безопасную чистилку, и просите начистить вам огурцы, морковь, картошку и т.п.);
  • накрывать на стол (этому можно еще с трехлетнего возраста учить);
  • подбирать себе одежду (вряд ли сильно касается мальчиков, но и им тоже нужно это уметь).

Обязанности ребенка по дому: 7 лет

  • мыть собаку/кошку;
  • гладить простые вещи (поддерживайте интерес ребенка еще с маленького возраста, когда он приходит и просит — не отказывайте, просто обязательно рассказывайте правила безопасности!);
  • самостоятельно вставать по утрам и ложиться вечером спать (учите использовать будильник не только на просыпание, но и на время выхода, подготовки ко сну, выхода на занятия и т.п.);
  • оставлять после себя чистую ванну и туалет (в 7 лет даже может сам мыть унитаз в перчатках;)).

Обязанности ребенка по дому: 8-9 лет

  • мыть пол (снова таки — это можно делать и с более раннего возраста);
  • наводить порядок в шкафах и на полках (учите это делать еще с того момента, когда научился одеваться и складывать свои вещи);
  • уметь пришивать пуговицы и зашивать дырки;
  • самостоятельно наполнить себе ванну;
  • помогать другим;
  • ухаживать за младшими братьями и сестрами.

Обязанности ребенка по дому: 9-10 лет

  • уметь обращаться со стиральной машинкой и сушилкой;
  • самостоятельно переходить улицу;
  • ходить в гости;
  • менять постельное белье;
  • покупать продукты по списку;
  • быть в состоянии оказать простую первую помощь (можно найти тренинг по оказанию первой помощи и пойти туда всей семьей, например).

Обязанности ребенка по дому: 10-11 лет

  • ездить самому на автобусе;
  • ответственно распоряжаться карманными деньгами (в книге « » есть целый раздел, где я рассказываю о финансовом воспитании ребенка. До 31 января 2018 вы можете приобрести ее со скидкой 25%);
  • не бояться остаться одному дома (можно начинать с более раннего возраста, оставляя его одного на 15-30-45 мин.);
  • ответственно относиться к хобби.

Обязанности ребенка по дому: 11-12 лет

  • помогать родителям в важных делах (например, ремонт);
  • чистить плиту и духовку;
  • помогать укладывать младших братьев-сестер;
  • распределять время для занятий учебой.

Обязанности ребенка по дому: 13-17 лет

  • приготовить обед для всей семьи;
  • помогать старшим;
  • последовательно выполнять поставленные задачи;
  • иметь четкое представление о своих возможностях.

P.S. Узнайте больше про осознанное воспитание из моей книги « «, где я рассказываю о периоде в жизни женщины от планирования беременности до момента, когда ребенок идет в школу. Вы можете забронировать себе печатную версию книги, заполнив форму ниже 🙂

У ребенка должны быть домашние обязанности - это утверждение не вызывает разногласий среди родителей. Но ответ на вопрос: каковы должны быть домашние обязанности - уже не столь однозначен. Для одних родителей домашние обязанности ребенка концентрируются на собственных потребностях ребенка: следить за своей одеждой, собирать свои вещи и игрушки. Для других - домашние дела ребенка вписываются в общий контекст домашних дел семьи и направлены на помощь маме или папе. Конечно, при наделении ребенка обязанностями необходимо учитывать его возрастные особенности и возможности. Важно понять, выполнение каких дел может быть поручено ребенку, в каком объеме, как регулярно они должны совершаться. Если в голове родителя нет отчетливого представления детских обязанностей, вряд ли на практике они будут регулярно выполняться.

Для чего нужны детские домашние обязанности?

Этот вопрос часто кажется родителям избыточным. Домашние обязанности? Как для чего? Это же и так понятно. Между тем, к сожалению, ответ не так прост, как кажется сначала. Возможны различные варианты ответов, рассмотрим некоторые из них:

1. Обязанности нужны потому, что они нужны. Ребенок должен приучаться быть аккуратным и трудолюбивым.
При таком подходе к обязанностям они легко превращаются в некое абстрактное священнодействие, самоценное само по себе, почти не имеющее практического значения, потому что когда внешнее принуждение исчезает, дело перестает совершаться. Примечательно в этом смысле высказывание студентки, приехавшей к родителям домой на каникулы: Родители не заправляют свою постель! Стоило нам с сестрой разъехаться - постели дома перестали заправляться. В детстве нельзя было выйти из дома, не заправив кровать. Оказывается, родителям и самим-то не очень этого хотелось. Свою постель они заправляли ради нас.

2. Выполняя какие-то домашние дела, ребенок учится планированию, учится ставить перед собой цели и вырабатывать определенные навыки, которые помогают достижению этих целей. Спустя какое-то время ребенок понимает, что вещи, положенные на место, существенно экономят время, затрачиваемое на их поиски.

3. Обязанности учат ребенка рассчитывать свои силы.
Сначала, давая поручения, рассчитывает силы ребенка взрослый. Если необходимо навести порядок в детской, то для этого необходимо огромную и сложную задачу, стоящую перед ним, разбить на множество подзадач. Так, нужно не прибрать комнату, а собрать кубики сюда, так, сделано, тогда машины ставим сюда, так, теперь книги кладем сюда … и т.д.

4. Домашняя работа учит ребенка самодисциплине. Выполняя домашние дела, ребенок учится создавать себе рабочее настроение, вдохновение, организуется.

5. Появление у ребенка собственных обязанностей дает ему понять, что он является важным членом своей семьи, так как вносит посильную лепту в ее жизнедеятельность. Дети нуждаются в вере в свою необходимость в семье и готовы помогать ей всеми имеющимися у них силами.

6. Ребенок, занимаясь домашними делами, получает представление о жизни, как цикличном процессе.

Как делегировать домашние обязанности?

Многие родители помнят тот чудесный момент, когда ребенок хотел во всем помочь маме. С детьми обычно это случается в возрасте примерно с двух до трех лет. Мыть пол? Здорово! Дайте мне скорее тряпку! Пылесосить? Замечательно! Я буду катать пылесос! Стирать белье? Чудесно! Я буду складывать его в машинку. Однако как показывает практика, с годами этот детский энтузиазм пропадает. Обычно это происходит оттого, что интерес ребенка сталкивается с противодействием мамы (иногда папы), не готовой предоставить ребенку столько самостоятельности. Мыть пол? Ты же ведро перевернешь, потоп здесь устроишь! Пылесосить? Ты спалишь пылесос! Стирать? Ты же перемешаешь светлое и темное! Нет, уж лучше я сама.

Спустя некоторое время мама видит, что ребенку уже вполне по силам и вымыть пол, и пропылесосить квартиру, и постирать… Но ребенок никакого интереса не испытывает к домашним делам, более того, даже обнаруживает неприязнь. Часто можно слышать такие высказывания опечаленных мам: Надо же в три года тряпку из рук невозможно было вырвать, а сейчас, наоборот, не вручить…
Конечно, замечательно, если интерес ребенка к домашним делам развивался и поддерживался. Однако так бывает далеко не всегда. Что нужно сделать для того, чтобы передать ребенку полномочия?

Во-первых, важно пересмотреть свое отношение к домашней обязанности. Если регулярно звучит, что мама терпеть не может выносить мусор, потому что нужно идти и караулить мусорную машину, и вообще пусть этим теперь сын занимается, большой уже! В этом случае бесполезно ждать от ребенка энтузиазма. Необходимо подчеркнуть значимость выполняемой работы для семьи, некоторая доля игры здесь также не повредит: что будет с квартирой, если месяц не выносить мусор, а если год?

Во-вторых, нужно благодарить ребенка, подчеркивать, как важно и значимо то, что он делает для семьи.

В-третьих, выполнению домашних обязанностей вовсе не обязательно быть рутиной. Домашние дела могут быть интересными. Они могут быть интересны сами по себе, так и отношением к ним, как к увлекательным мероприятиям.
Детей, как правило, привлекают те домашние дела, которые нравятся самим взрослым. Например, если мама любит печь, то дочь с большим желанием будет маме предлагать свою помощь, а затем и сама освоит секреты выпечки.

Следующие приемы помогут сделать выполнение домашней работы для ребенка увлекательным делом:

Можно предложить ребенку время от времени меняться домашними ролями с другими членами семьи. Полезно, во-первых, познакомиться с другими, возможно, более сложными, чем постоянные поручения, видами работ. Во-вторых, поучительно на себе испытать, например, мамину каждодневную нагрузку. Этот прием также будет способствовать сплочению семейного коллектива и значительно расширит компетенцию ребенка в том, что касается решения бытовых вопросов.

Подумайте, как можно ввести творческий подход в домашнюю работу. Например, поручите сыну или дочери ежедневное приготовление салатов. Снабдите их готовыми рецептами, но поощряйте и самостоятельные кулинарные поиски. Или предложите ребенку, ежедневно бегающему в магазин за хлебом, по дороге домой замечать каждый раз что-то новое, необычное.

Мальчикам стоит поручать домашние дела, в которых используется разнообразная техника, в том числе и кухонная. Возможно, они сами захотят предложить технические решения для облегчения повседневного труда. Или придумают новый кухонный аппарат.

Существенно тормозить процесс погружения ребенка в мир домашних обязанностей может система двойных стандартов, нередко существующая в семьях.

Мы с мужем никак не можем решить, что делать вот в такой ситуации. Допустим, ребенок сделал что-то неправильно, например, кинул грязные носки посреди комнаты. На замечание спокойно отвечает "Папа тоже так делает". Что в таких случаях говорить ребенку? Сказать, что папа неправ? Но это же подрывает родительский авторитет. Не совершать провоцирующих поступков? Но все же мы люди, без этого не получится.

Что можно ответить на такой родительский вопрос? Ведь совершенно верно и то, что ребенок будет подражать папе, и то, что все мы люди и имеем право на ошибку. Поэтому, если папе не удается себя организовать (научиться складывать носки на место), то почему бы именно в этот момент ребенку не узнать, что папа обычный человек, не очень организованный при том. Ничего страшного с авторитетом папы не произойдет (если папа в принципе на высоте), если он в ответ на реплику ребенка скажет: "Да, ты знаешь, я так иногда делаю, но думаю, что мама права и нам с тобой лучше послушать ее и собрать свои носки. Дома тогда будет гораздо чище. Мы, сильные мужчины, поможем нашей любимой маме поддерживать порядок в доме".

Однако, если дома существуют одни правила для ребенка, другие для мамы, а для папы нет вообще правил, потому что он устал, вряд ли ребенок будет с готовностью выполнять поручаемые ему задания. Таким образом, сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием, вполне возможно. Важно определиться с тем, чего именно вы хотите от ребенка. Для этого нужно выстроить работающую систему, продумав цели, сделав интересным процесс работы, не забывая о личном примере, и, конечно же, набраться терпения, чтобы отладить этот механизм, сделав его работающим как часы.

Неубранная детская комната, разбросанные игрушки, гора грязной посуды и общая несамостоятельность детей рано или поздно заставляют маму с папой задуматься над тем, как приучить ребенка помогать по дому. В каком возрасте и как следует прививать трудолюбие детям? Сегодня мы поделимся простыми, но эффективными советами психологов, которые обязательно помогут вам воспитать маленького помощника.

Источник фото: stylenew.cz

К домашней работе ребенка необходимо приучать с раннего возраста. Зачастую малыша даже просить не нужно - он сам стремится помыть посуду, постирать штанишки и даже помочь папе собрать мебель.

Однако, к сожалению, многие родители досадливо отмахиваются от любопытного чада, считая, что справятся лучше и быстрее. А ведь подобная недальновидность способна привести к тому, что подросток на просьбу о помощи начнет отвечать отказом.

Приучаем детей помогать по дому с раннего детства

Психологи советуют закреплять за подрастающим поколением конкретные поручения, только проследите за тем, чтобы они были по-настоящему нужными, а не придуманными с воспитательной целью. Так, даже двухлетний малыш может выполнять несложные задания: приносить маме кошелек, телефон или перчатки.

Какие дела можно поручать детям в разном возрасте?

К примеру, 3-4-летние дети способны:

  • складывать за собой куклы и машинки;
  • помогать в сервировке стола;
  • одеваться с маминой помощью,
  • умываться и чистить зубы;
  • вытирать пыль в детской комнате.

Дошкольник в возрасте 5-6 лет может :

  • убирать одежду на место;
  • наводить порядок в детской;
  • расстилать и застилать постель;
  • ненадолго приглядывать за младшим братом или сестренкой;
  • ухаживать за домашним животным (кормить и вычесывать);
  • раскладывать покупки.

Младшему школьнику в 7-9 лет можно поручить:

  • мыть посуду за собой и домочадцами;
  • готовить несложные блюда (бутерброд, мюсли с молоком);
  • пылесосить;
  • помогать родителям и бабушке в огороде и на даче;
  • выгуливать собаку, если она не очень крупной породы;
  • собираться под маминым контролем в школу.

Не огорчайтесь, если у вас не получилось привить любовь к чистоте трехлетнему ребенку. Сделать это можно и в старшем дошкольном, и даже в младшем школьном возрасте.

Прежде всего, приучать ребенка к хозяйственным заботам следует постепенно, причем ругать и наказывать, если у него что-то неважно получается, нельзя ни в коем случае. После вашей критики и из-за страха допустить новую ошибку малыш вообще может отказаться от любого поручения.


О чем еще стоит помнить родителям?

1. Делайте вместе

Постарайтесь не отмахиваться от детей, которые предлагают свою помощь. Занимайтесь хозяйственными хлопотами вместе. Не прогоняйте малыша из кухни, пусть он примет посильное участие в замешивании теста, нарежет салат, накроет стол к обеду. Неподалеку от взрослой гладильной доски разместите игрушечную, и пусть ваша дочка «гладит» рядом с вами.

2. Хлопочите по дому и общайтесь с детьми

Эти два занятия не обязательно разделять. К примеру, приучая ребенка убираться в комнате, рассказывайте волшебную историю о куклах или плюшевом медвежонке, которые огорчены тем, что не могут найти свою коробку, в которую ложатся спать после игры. Пусть ваше чадо поможет любимой игрушке добраться до своего местообитания.

3. Не забывайте хвалить

Есть замечательная фраза, которая буквально окрыляет как взрослых, так и маленьких детей. Она звучит следующим образом: «Эту важную работу я могу поручить только тебе». Малыш, услышав, какой он необходимый и уникальный, станет еще тщательнее подметать пол, вытирать пыль или пылесосить в комнате.


Источник фото: nerealopez.es

4. Не забывайте учитывать детские желания

В важном деле приучения ребенка к труду обязательно следует обращать внимание на его предпочтения какого-то конкретного вида деятельности. Так, одни дети любят мыть посуду, другие предпочитают ходить с мамой в магазин, третьи - работать на даче.

Чтобы малыш почувствовал себя совсем взрослым, составьте список поручений, которые соответствуют его возрасту и навыкам, и разрешите ему выбрать, чем он хотел бы заниматься.

5. Превратите уборку в развлечение

Не секрет, что даже скучные повседневные хлопоты предприимчивая мама может превратить в забавное занятие. Предложите крохе побыть бульдозеристом, убирающим мусор, или таксистом, который развозит кукол и медвежат по домам.

Совсем маленький ребенок сможет превратиться в курочку, «клюющую» разбросанные по ковру кусочки мозаики. Кстати, а вы замечали, что пылесос похож на голодного слоника, а ботинки напоминают уставших лошадок, которых необходимо помыть и почистить?


Источник фото: neuroinfantilgranada.com

6. Позвольте ошибаться

Поначалу не следует ожидать высокой производительности труда. Малыши не смогут с первого раза выполнить все ваши поручения должным образом. Вас ждут разбитые тарелки, грязный пол после генеральной уборки, однако ругать детей за подобную небрежность не стоит. Просто будьте готовы переделывать за своим маленьким помощником и объяснять, как можно исправить допущенные ошибки.

7. Будьте терпеливы

Да, вы сможете выполнить задание намного качественнее и быстрее. Однако не следует подгонять, корить за медлительность, особенно если в семье подрастает меланхолик или флегматик. Разрешите ребенку работать в собственном темпе и следите, чтобы он старался доводить начатое дело до логического завершения. Иначе есть высокая вероятность того, что малыш с раннего детства будет думать, что можно не заканчивать поручение, бросать задание на полпути.

8. Никогда не наказывайте трудом

Если вы будете наказывать малыша хозяйственными делами, он станет воспринимать любое ваше поручение как неизбежное зло, от которого он начнет отлынивать любыми способами.


Источник фото: thessalikesepiloges.gr

9. Не платите за выполненную работу

Относитесь с осторожностью к денежным вознаграждениям за учебу и помощь семье, иначе вы рискуете воспитать эгоиста, не способного на бескорыстную поддержку. Если дети хорошо постарались и вы хотите их поощрить, лучше сходите вместе в кинотеатр, цирк, парк аттракционов.

Домашние обязанности - не предмет торга, а точно такая же естественная сторона детской и подростковой жизни, как общение со сверстниками и игры.

10. Учите на собственном примере

Родителям не стоит ждать, что их ребенок станет трудолюбивым, чистоплотным и аккуратным, если они сами не моют тарелки после обеда, разбрасывают свои вещи по комнате. Приучая к порядку, забудьте о двойных стандартах. Хотите, чтобы дети убирали за собой? Демонстрируйте правильный образец поведения!

Приучить ребенка помогать по дому и выполнять ваши поручения не так хлопотно и сложно, как кажется на первый взгляд. Кроме того, сами родители должны стать достойным примером и подойти к этому вопросу с должным вниманием и любовью. Ведь маленьким детям нравится, когда любимые мамочки проводят с ними много времени. А значит, даже домашнюю работу можно превратить в увлекательную и интересную игру.

А ваши дети помогают по дому?

«Гладила свой живот и приглашала Аю со мной петь». Певица Руся о рождении дочки и гастролях с младенцем

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал