Троица: приметы, традиции и обычаи праздника. Заговоры, приметы и обряды на троицу Народный праздник троицы обычаи и обряды

28.03.2024

2017-06-03 21:39

В этом году День Святой Троицы празднуется 4 июня. День Святой Троицы, Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа - один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.

В День Святой Троицы в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы:
о Церкви
о спасении всех молящихся
о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»).
Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях. Этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По русской традиции, пол храма и домов верующих в День Святой Троицы устилается свежескошенной травой, иконы украшаются березовыми ветвями, а цвет облачений - зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Троица - очень красивый и любимый в народе праздник.

Обряды на Троицу

Троицын день - один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками . В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик (седьмой четверг после Пасхи за два дня до Троицы), Троицкую субботу, Троицын день. В целом праздники назывались «Зел е ными святками». Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших.

У славянских народов праздник Святой Троицы также тесно связан с проводами весны и встречей лета:
● На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ими дом снаружи и изнутри
● В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей, которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу : ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу
● В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем.

В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу. Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу разовьют - повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.

Традиции на Троицу

Как повелось в России православные праздники тесно переплетаются с народными традициями. Так, выходя из церкви, люди старались захватить траву из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги.
Прекрасная традиция на Троицу украшать дома и храмы ветвями, травой , цветами живет не первое столетие. Обряд украшения на Троицу неслучаен. Зелень символизируют в народной традиции на Троицу - жизнь. Украшая по традиции дома на Троицу ветвями, травами и цветами, люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.
Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов, согласно народным традициям, используются ветки березы. Можно сказать, что праздник Троицы без березы - то же самое, что празднование Рождества без елки. В тоже самое время в некоторых местностях традиция украшать дома и храмы на Троицу может несколько отличатся и для украшения могут быть использованы дуб, клен, рябина…
В народе Троица почиталась за большой праздник , к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.
Девушки надевали самые лучшие свои наряды , нередко сшитые специально к этим праздникам. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа - так называемые «невестины смотрины». С давних пор считалось хорошей приметой свататься на Троицу . Свадьбу играли осенью, на праздник Покрова Богородицы. Многие до сих пор считают, что это помогает семейной жизни: сосватанные на Троицу, дескать, будут жить в любви, радости и богатстве.
В этот день для девиц пекли козули - круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом составляли обрядовую трапезу, которую девушки устраивали в роще после завивания березки, то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей. Через эти венки девушки кумились - подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: "Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться". Для обряда кумования завивали вершины двух березок, переплетали их между собой. Затем девушки разбивались по парам и проходили под этими березками, обнимались и целовались. Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни. После шли к реке. Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу . После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.

Что нельзя делать на Троицу - народные поверья

С Троицыными днями в народе был связан целый цикл поверий и запретов, нарушать которые было строго запрещено под угрозой несчастий:
на Троицу нельзя было делать березовые метлы
в течение недели запрещалось городить забор или ремонтировать бороны, чтобы «не рождались домашние животные уродливого вида»
категорически запрещалась работать и в первые три дня Троицы - однако готовить угощение можно, а также приглашать на праздничную трапезу гостей
нельзя было ходить в течение недели в лес, купаться - купаться в Троицын день нежелательно, поскольку, как считали наши предки, что день Троицы принадлежит русалкам - искупаешься, верили древние славяне, пойдешь ко дну. Начиная с «Зеленых Святок» и до Петрова дня (12 июля) русалки выходят из омутов, прячутся в лесах, на деревьях, своим смехом завлекая путников.

Приметы на Троицу

Есть и другие поверья, традиции и приметы на Троицу:
● Если на Троицу пойдет дождь, значит, жди урожая грибов
● Цветы и лечебные травы, собранные в такой день считаются целебными и способны вылечить любой недуг
● Считается, что с понедельника - дня Святого Духа заморозков уже не будет, наступают теплые дни
● В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждая себя от невзгод и болезней
● Существовало и такое поверье, - честный человек мог найти клад, как бы услышав его зов из глубин земли
● Также верили, что растения на Троицу наделяются особой магической силой , что отразилось в обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

Празднование Троицы

Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния на Троицу.

«Приидите, людие, трисоставному Божеству поклонимся!»

Троица. Иконы

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Катакомбы Виа Латина
Гостеприимство Авраама. Санта-Мария Маджоре. Мозаика римского храма Санта Мария Маджоре (1-я пол. V в.)
​Мозаика в храме Сан Витале. Равенна (1-я пол. VI в.)

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Троица. Феофан Грек. 1378 г. Фреска в камере на хорах. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород
Зырянская Троица. Конец XIV в. Вологодский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.

Троица. Андрей Рублев. XV век
Троица. XV век. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» Новгород, XVI век
Сошествие Святого Духа на апостолов. Афон, монастырь Дионисиат, ХIV век
Троица Ветхозаветная. Середина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль
Троица Ветхозаветная. Вторая половина XVI в. Москва, ГТГ
Святая Троица. Конец XVI - начало XVII вв. Ярославский художественный музей, Ярославль
Троица Ветхозаветная. Конец XVI - начало XVII вв. Москва, ГТГ
Троица. Конец XIV в. Из собрания Н. П. Лихачева. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Троицкие храмы на Руси

Один из первых храмов на Руси был посвящен Троице. Его построила княгиня Ольга на своей родине, в Пскове. Деревянный храм, возведенный в X веке, простоял около 200 лет. Второй храм был каменным. По преданию, его заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил). В XIV веке свод храма обрушился и на его основании возвели новый собор. Но до нашего времени и он не сохранился - сильно пострадал в 1609 году во время пожара. До настоящего времени сохранился четвертый собор, построенный на том же месте и по-прежнему носящий название Свято-Троицкого.

Собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, построен на месте Троицкого храма, возле которого стояло еще семь деревянных церквей - в память казанских побед освящены они были во имя тех праздников и памятей святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 гг. на месте этих храмов был построен один каменный - девятипрестольный. Центральный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а один из приделов посвятили Троице. До XVII века собор так и носил народное название Троицкого.

Пресвятой Троице посвящен и самый знаменитый русский монастырь - Троице-Сергиева Лавра . Поселившись на Маковце в 1337 году, преподобный Сергий построил деревянный храм во имя Святой Троицы . В 1422 году на месте прежнего деревянного храма ученик преподобного Сергия, игумен Никон, заложил каменный Троицкий собор. При его строительстве были обретены мощи преподобного Сергия. Расписывали собор знаменитые мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса был написан знаменитый образ Троицы ветхозаветной.


Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Марков монастырь в Витебске. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV–XV векам. Существует легенда об основателе монастыря - некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после был упразднен, а Троицкий храм превращен в приходской. Монастырь возобновлен в 1633 году князем Львом Огинским, в 1920 году закрыт. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор - один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена. Это единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел - в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрожден в 2000 году.


Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре

В честь святой Троицы был основан Свято-Троицкий (Тройчанский) монастырь в г. Слуцке (Белоруссия). Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599 г.), будущий киевский митрополит. При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий (? - начало 1570-х г.). В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она возникает в XVIII веке. В Первую Мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, выслан. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-е годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году на месте обители установлен памятный крест.


Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Н. Орда. Вторая пол. XIX века

В 1414 году на берегу реки Нурмы, неподалеку от ее впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области был основан Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Основателем обители являлся ученик преподобного Сергия Радонежского - Павел Обнорский (1317–1429 гг.). В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505–1516 годы). В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920–30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен РПЦ в 1994 году.


Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь

Во имя святой Троицы освящен Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь. Расположен в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, обитель была основана в 1385 году святителем Стефаном Пермским (1340-е гг. - 1396 гг.) с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало недолго. По местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Ульянии, которая, не желая попасть в руки врагу, решила утопиться в реке. Напротив этого места был построен монастырь. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.


Троице-Стефано-Ульяновский монастырь

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/ 1288 - 1340/1341 гг.) и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (ум. 325/326 гг.), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. В этот период происходит бурное развитие монастыря. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. На территории обители долгие годы располагался музей, часть экспозиции которого находится там и ныне. В 2005 году монастырь передан РПЦ.


Ипатьевский монастырь. Вид со стороны старого русла реки Костромы

Во имя Троицы был основан Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь. Расположен на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.


Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь

Во имя святой Троицы в 1520 году был основан Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Основал обитель преподобный Антоний Сийский (1477–1556 гг.). В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. В 1992 году монастырь передан РПЦ.


Троицкий Сийский монастырь. Дореволюционная открытка

Во имя Троицы был освящен монастырь в Астрахани. История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирила, повелел ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий». К 1573 году игуменом Кирилом были выстроены: «храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трех саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня». Все постройки были деревянные. Ко времени кончины игумена Кирила в 1576 году им было выстроено в монастыре еще два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы. В 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящен был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом святителя Николы Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советские годы в обители было устроено архивохранилище, а святыни были преданы поруганию.


Троицкий монастырь в Астрахани

Во имя Троицы основан монастырь в г. Муроме Владимирской области. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века. Открыт в 1991 году. Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.


Свято-Троицкий женский монастырь г. Мурома в XIX веке

Также во имя святой Троицы освящен Александро-Свирский монастырь, Зеленецкий-Троицкий монастырь, Клопский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдин монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.

В честь святой Троицы основаны обители в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии, Швеции.

В честь Троицы освящен храм в Великом Новгороде. Храм датируется 1365 годом. Построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Наибольший ущерб церковь Троицы получила во время Великой Отечественной войны. Наряду с другими памятниками новгородского зодчества была отреставрирована в 1975–1978 годах, хотя фактически работы продолжаются до сих пор.


Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе в Великом Новгороде

Также в честь Троицы освящена церковь Духова монастыря в Великом Новгороде. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже - трапезная и келарская. Церковь серьезно пострадала во время шведской оккупации 1611–1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.


Троицкая церковь Духова монастыря в Великом Новгороде

Во имя Троицы Живоначальной освящен храм в Москве - в Полях. Впервые упомянут в 1493 году в Воскресенской летописи. В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменным Троицким храмом с приделами Николы Чудотворца и Бориса и Глеба, выстроенным боярином М. М. Салтыковым (двоюродный брат царя Михаила Федоровича), был выстроен деревянный храм в честь Сергия Радонежского. Церковь Троицы была разрушена в 1934 году. Быстрота сноса не позволила провести детальное исследование памятника архитектуры. На ее месте был разбит сквер, на место трапезной был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.


Церковь Троицы Живоначальной в Полях. Фото из альбома Найденова Н. А., 1882 год

Во имя Троицы освящен храм в Никитниках (Москва). Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты (ум ок. 372 г.). В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628–1651 годы был сооружен новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631–1634 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящен Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1991 храм вернули РПЦ.

С. Камень г. Лиепая (Латвия), в дер. (Латвия), в дер. (Литва), г. (Эстония), дер. Водзилки (Польша), г. Ири (США).

Храм Троицы Живоначальной ДПЦ. Лиепая
Храм во имя Святой Троицы ДПЦ. Кублищино

Кроме того, праздник Святой Троицы является престольным для женского Николо-Улейминского монастыря РПсЦ и для Свято-Троицкого мужского монастыря РДЦ в пос. Каменка Злынского р-на Брянской области.

Троица – это великий православный праздник, который отмечается по истечению пятидесяти дней после . Введен апостолами в знак памяти о сошествии Святого Духа и раскрытии истины существования Триединого Бога - Святой Троицы.

Надо отметить, что пятидесятый день не случаен, и совпадает с праздником Ветхого Завета – Пятидесятницей. Издавна этот день почитался, как дата основания Церкви Христа.

Празднование Троицы на Руси

Празднование Святой Троицы – это одна из самых крупных церковных православных традиций. Служит символом очищения человеческой души от всего плохого и злого. Возвеличивает сошедшую с небес благодать, давшую силу для основания единой Церкви. Считается, что в этот день Святой Дух в виде священного огня сошел на апостолов, принеся великое знание. Именно с этого момента апостолы начали проповедовать, рассказывая об истинном Триедином Боге.

Обряды и традиции Троицы

Готовясь к празднику, хозяйки в обязательном порядке наводят в доме чистоту. Жилища украшаются полевыми цветами, ароматными травами и ветвями деревьев. Считается, что все это символизирует обновление природы, процветание и новый цикл жизни.

Праздничное утро начинается с посещения церкви. Люди возносят благодарность Господу за то, что защитил их через . Небольшие букеты из трав и цветов прихожане приносят с собой, чтобы в дальнейшем разместить их в жилищах на самых почетных местах. Как традиционно принято у славян, на Троицу празднование не обходится без хлебосольного стола, который делят с родными и друзьями. На стол обязательно ставят каравай и освященные в церкви травы в знак достатка и процветания.

Надо отметить, что на этом церковный сценарий празднования Троицы завершается, однако, остается традиция народных гуляний. Вышло так, что православный обряд совпал с древним почитанием прихода лета и так называемыми Зелеными неделями. В народе Зеленые святки (недели) считались, прежде всего, праздником девочек-подростков. В это время девушки постарше принимали их в свою компанию для общих посиделок и гаданий на суженого.

Кроме того, данная неделя носила название «русальной». По своей сути это была абсолютно языческая традиция, включающий игры с переодеваниями, пляски, воздание молитв матушке Природе. Верили, что в эту неделю русалки по ночам выходят из воды на берег, качаются на ветвях деревьев, наблюдают за людьми. Именно поэтому нельзя было стирать в прудах, гулять по одиночке в чащах деревьев, выгуливать скот далеко от сел – русалки могли забрать нерадивого путника к себе, на дно.

Также в языческой традиции Зеленая неделя считалась временем, когда умершие просыпались. В основном это касалось «заложных» покойников – то есть тех, кто умер раньше времени и «не своей смертью». Верили, что в эти дни они возвращались на землю, чтобы продолжить свое существование в виде мифологических существ. Поэтому на Зеленые святки в обязательном порядке поминали покойников: родственников и «заложных».

Таким образом, как и у множества других православных праздников, церковные обряды и традиции празднования Троицы тесно переплетены с языческой историей. Официальная церковь этого не принимает и не одобряет. Но так как по сути своей праздники очень похожи между собой, то и отмечать их народ начал в симбиозе, не отделяя православные обряды от языческих. Благодаря этому, мы получили праздник с древней историей, интересными традициями и красивыми обрядами, который, в то же время, наполнен философским созерцанием и религиозным смыслом.

Троица. Народные обычаи и традиции празднования Троицы.

День Святой Троицы , Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.

В День Святой Троицы в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году . После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы:
- о Церкви;
- о спасении всех молящихся;
- о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»).
Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По русской традиции, пол храма и домов верующих в День Святой Троицы устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями , а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Троица — очень красивый и любимый в народе праздник.

Василий Игоревич Нестеренко (род. 1967) Троица.

Абакумов Михаил Георгиевич. На Троицу. 2005 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927). Крестный ход. 1915 г.



Верещагин Василий Васильевич. Троицын день. Село Коломенское.

Обряды на Троицу

Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками . В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик (седьмой четверг после Пасхи за два дня до Троицы), Троицкую субботу, Троицын день. В целом праздники назывались «Зелёными святками» . Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших.

Суходольский Петр Александрович. Троицын день.

У славянских народов праздник Святой Троицы также тесно связан с проводами весны и встречей лета:

  • На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ними дом снаружи и изнутри .
  • В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей , которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу : ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.
  • В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем .
  • В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу . Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу разовьют - повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.

Традиции на Троицу

Как повелось в России православные праздники тесно переплетаются с народными традициями:

Так, выходя из церкви, люди старались захватить траву из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги.

Прекрасная традиция на Троицу украшать дома и храмы ветвями, травой, цветами живет не первое столетие. Обряд украшения на Троицу неслучаен. Зелень символизируют в народной традиции на Троицу - жизнь. Украшая по традиции дома на Троицу ветвями, травами и цветами, люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов, согласно народным традициям, используются ветки березы . Можно сказать, что праздник Троицы без березы — то же самое, что празднование Рождества без елки. В тоже самое время в некоторых местностях традиция украшать дома и храмы на Троицу может несколько отличатся и для украшения могут быть использованы дуб, клен, рябина...


Вострецова Анастасия (род. 1981) Праздник Троицы.



Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942) Троицын день. 1881 г.

Неизвестный художник середины XIX века Троицын день в Красном селе близ Москвы 1840-е

Дыдышко Олег. Праздник Святой Троицы.

В народе Троица почиталась за большой праздник , к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Пикник 1920 г.

Сычков Федор Васильевич. Танец.

Девушки надевали самые лучшие свои наряды , нередко сшитые специально к этим праздникам. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа — так называемые «невестины смотрины» . С давних пор считалось хорошей приметой свататься на Троицу . Свадьбу играли осенью, на праздник Покрова Богородицы. Многие до сих пор считают, что это помогает семейной жизни: сосватанные на Троицу, дескать, будут жить в любви, радости и богатстве .

Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901) Троицын день. 1887 г.



Максимов Василий Максимович. (1844 - 1911) Сборы на гулянье.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Троицын день 1920 г.

В этот день для девиц пекли козули - круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом составляли обрядовую трапезу , которую девушки устраивали в роще после завивания березки, то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей.

Через эти венки девушки кумились - подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться. Для обряда кумования завивали вершины двух березок , переплетали их между собой. Затем девушки разбивались по парам и проходили под этими березками, обнимались и целовались. Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни. После шли к реке. Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу . После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.

Алексей Иванович Корзухин. Девичник. 1889 г.


Михаил Боскин. Хоровод. 1910 - е гг.



Елена Юркина. Хоровод на Троицу.




Современная федоскинская лаковая миниатюра. Хоровод.

Что нельзя делать на Троицу - народные поверья

С Троицыными днями в народе был связан целый цикл поверий и запретов, нарушать которые было строго запрещено под угрозой несчастий:

  • на Троицу нельзя было делать березовые метлы;
  • в течение недели запрещалось городить забор или ремонтировать бороны, чтобы «не рождались домашние животные уродливого вида»;
  • категорически запрещалась работать и в первые три дня Троицы - однако готовить угощение можно, а также приглашать на праздничную трапезу гостей;
  • нельзя было ходить в течение недели в лес, купаться - купаться в Троицын день нежелательно, поскольку, как считали наши предки, что день Троицы принадлежит русалкам - искупаешься, верили древние славяне, пойдешь ко дну. Начиная с «Зеленых Святок» и до Петрова дня (12 июля) русалки выходят из омутов, прячутся в лесах, на деревьях, своим смехом завлекая путников.

Приметы на Троицу

Есть и другие поверья и традиции на Троицу. Давайте теперь узнаем, какие в день Троицы есть приметы.

  • Если на Троицу пойдет дождь, значит, жди урожая грибов.
  • Цветы и лечебные травы, собранные в такой день считаются целебными и способны вылечить любой недуг.
  • Считается, что с понедельника - дня Святого Духа заморозков уже не будет, наступают теплые дни.
  • В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждая себя от невзгод и болезней.
  • Существовало и такое поверье, честный человек мог найти клад, как бы услышав его зов из глубин земли.
  • Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой , что отразилось в обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

Празднование Троицы

Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями.




КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Сельский праздник. 1919 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Праздник в деревне. 1917г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Гулянье на Волге. 1909 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Гулянье. 1910 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Загородная прогулка. 1918 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Летний праздник. 1923 г.

Третьяков Алексей Николаевич. Праздник в деревне летом (Гуляние, Троицын день)



Саврасов Алексей Кондратьевич. Хоровод в селе. 1873 - 1874 гг.



Степанов Алексей Степанович. (1858 - 1923) Хоровод.

Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния на Троицу.

С днём Святой Троицы!

«Пресвятая Троице, помилуй нас;
Господи, очисти грехи наша;
Владыко, прости беззакония наша;
Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Слава Отцу и Сыну и Святому духу и ніне и присно и во веки веков.»


Троица является одним из важнейших праздников верующих людей, а также относится к числу самых любимых и долгожданных праздничных дней в народе. Каждый год дата празднования
Троицы меняется, так как зависит от того, какого числа была Пасха. Но всегда Троицу отмечают на пятидесятый день после Пасхи, а потому в 2018 году этот светлый праздник выпал на 27 мая.

Иногда его еще называют днем сошествия Святого Духа. Именно в этот день на святых апостолов, последователей Иисуса Христа, сошел Святой Дух, который и символизирует триединство Бога.
С этого дня Бог послал апостолам дар говорить на разных языках. И именно Троица считается Днем рождения Церкви. Неделя после нее называется «Зелеными святками».

Семейное древо. Обряд на Родительскую субботу

Суббота перед праздником является поминальным днем. Люди в храмах ставят свечи за упокой умерших родственников. Особенно молятся за умерших преждевременной смертью, считая их жертвами коварных русалок.

Канун праздника - Родительская суббота: единственный день в году, когда церковь молится о душах людей, умерших некрещеными.

В Родительскую субботу посадите семейное древо: саженец на дачном участке или комнатное многолетнее растение, например фикус. На дно ямки или горшка положите вещицу, связанную с вашим родом: недорогое украшение, принадлежавшее маме или бабушке, осколок блюдца из семейного сервиза, старую пуговицу.
Если ничего подобного не найдется, принесите горсть земли с места, где вы или кто-то из старшего поколения ваших родственников провел детство, юность.

Внимание: ни в коем случае не кладите под дерево землю с могилки - с кладбища ничего нельзя приносить в дом или в сад!

В первый раз надо полить семейное древо заговоренной водой. Возьмите родниковую или наберите из-под крана сразу после полуночи, положите на сосуд с водой обе ладони и начинайте называть имена всех предков, которых вспомните.
Назвав имя, всякий раз произнесите: «Мир тебе и вечное спасение».
Обряд заговаривания воды повторяйте ежемесячно в полнолуние: души ваших ушедших получат облегчение, а вы - поддержку рода.

Троицу празднуют три дня. Хозяйки к ней очень тщательно готовятся: наводят в доме чистоту, украшают жилье свежими ветками клена, березы, ивы, липы, цветами и травами, что символизирует процветание и новый жизненный цикл.

Березовыми ветвями украшают на Троицу не только дома, но и храмы. Зеленый цвет свежих веток березы символизирует возрождение и обновление.
Священники облачаются на Троицу в одежды зеленого цвета.

В праздник Троицы в храмах совершается особая служба с чтением коленопреклоненных молитв: священник читает молитвы, стоя на коленях в Царских вратах, лицом к верующим, прихожане при этом также встают на колени, впервые после Пасхи.

Полы в храмах устилают свежескошенной травой, пучок которой после службы каждый желающий может взять домой в качестве оберега.

Также на Троицу можно принести с собой в храм березовую веточку, чтобы освятить ее, а после забрать домой. Дома освященные веточки березы ставят рядом с иконами.
Считается, что они весь год будут оберегать дом и его обитателей от бед и невзгод.

Ни в коем случае нельзя выбрасывать принесенные из храма веточки березы. Их засушивают и ставят рядом с иконой, в крайнем случае, можно их сжечь через семь дней после Троицы.

Троица является светлым праздником, поэтому в этот день нельзя предаваться унынию. Также в столь светлый праздник не нужно ни с кем ругаться, браниться, сквернословить, ссориться, злиться, таить обиду.
Постарайтесь провести этот праздничный день в гармонии с самим собой и с окружающими, совершая благие дела.


Зеленая трапеза

В праздничный день Святой Троицы нужно обязательно собраться всей семьей за обедом. Угощения к праздничному столу хозяйки готовят заранее.
Поста в этот праздник нет, поэтому на стол можно подать любые блюда.

❧ Яичница
Хозяйки в этот день с утра готовят особую яичницу. Состоит она из двух яиц, поскольку оба ее "глаза" должны символизировать дружную пару - мужа и жену. Пока блюдо жарится на сковородке, хозяйка читает молитву ко Пресвятой Троице.
Солят яичницу четверговой солью. Приправляют зеленым луком, чесноком и петрушкой. Причем зелень не шинкуется, а кладется веточками или длинными зелеными перьями вместе с нарастающей головкой луковицы.
Считается, что благодаря этому сохраняется целостность семьи.

❧ Мясные и рыбные блюда
На Троицу ограничений в еде нет (и в течение недели после праздника пост не соблюдается ни в среду, ни в пятницу), и значит можно готовить скоромные блюда. А именно: котлеты, отбивные, жаркое.

❧ Блины и каравай
Блины также являются традиционным блюдом Троицы. Наши предки пекли блины и поминали ими усопших, раздавали в качестве милостыни нищим и нуждающимся.

Непременно следует испечь или купить каравай. Это традиционный «свадебный» хлеб, обязательно круглый — в форме солнца, высшего славянского божества.
В старину пекли каравай особо приглашенные люди - чаще всего женщины, непременно замужние и имеющие деток, то есть счастливые в семейной жизни. Получалось, что их семьи благословил Бог, и через них благословение передается молодой семье. Замешивая тесто, женщины пели специальные обрядовые песни, произносили молитвы и наговоры, призывающие Господа спуститься с небес и помочь испечь каравай. Так что лучше всего, чтобы ваш каравай для праздника Святой Троицы пекла женщина (или купила для вас в булочной), счастливая в замужестве. Вместо каравая вполне можно подать круглый дрожжевой пирог.

Девушкам на выданье и одиноким дамам следует взять несколько кусочков каравая, завернуть в чистую тряпицу, прочитать над свертком молитву «Отче наш» и от всей души попросить Господа (или Высшие силы) о скорой встрече с суженым.
Сверток положить за икону или в такое место, где его никто не увидит и не тронет.
Хранить до свадьбы, чтобы растолочь и добавить крошки в свадебную выпечку - тогда семья будет крепкой.

❧ Пироги
В обязательном порядке должна быть различная выпечка.
Лучше всего, конечно, готовить выпечку с яйцами и зеленью, но и сладкий пирог тоже придется кстати в эти дни.
В давние времена троицкие пироги воспринимались как нечто особенное, и кусочек выпечки непременно прятался за икону. Когда дочери собирались выходить замуж, матери отдавали эти кусочки троицкой выпечки, как некий оберег для мира и счастья в новой семье.

❧ Салаты
Чем больше будет салатов на столе, тем ярче будет праздник. При этом желательно использовать больше листьев салата, огурцов, капусты;
Главное условие праздника - приготовление блюд с добавлением большого количества зелени. Учитывая, что на Троицу принято украшать дом зеленью, то и хозяйки должны щедро добавлять зеленые травы в блюда.


Троицкие традиции

Святая Троица — это большой праздник, поэтому заниматься тяжелой физической работой в этот день запрещается. Стоит по возможности отложить повседневные дела и домашние хлопоты, а как можно больше времени посвятить молитвам и общению с родными людьми.
Подобная деятельность не является греховной, но считается, что бытовая суета не должна отвлекать нас от главной сути праздника.

Зато можно собирать лекарственные травы.

Первый день - Зеленое воскресенье - в народе считают днем ​​активности и коварства русалок и прочей мифической нечисти. Зелень, которой украшают дома, является защитой и оберегом от них. Утром в этот день в храмах проходят праздничные богослужения. Затем люди ходят друг к другу в гости.
Начинаются массовые гуляния, ярмарки.

Троица всегда считалась девичьим праздником. Они плетут венки, опуская их в реку для гадания. Затем они шли в лес гулять. К этому дню пекли каравай и раздавали его в лесу незамужним девушкам. Эти кусочки сушили и хранили до свадьбы, замешивая потом сухари в тесто для свадебного каравая.
Считали, что они принесут им в новую семью благополучие и любовь. Затем под березкой организовывали пикник - праздничную трапезу.
Вечером народ развлекали ряженые.

Второй день праздника называется Клечальным понедельником . После службы священники шли на поля читать молитвы с просьбой к Богу о благословении на будущий урожай.

На третий, Богодухов день , парни выбирали себе невест. Девушки “водили тополь”, в роли которого была незамужняя девушка - первая красавица в деревне.
Ее наряжали венками, лентами, ветвями и водили по дворам. Встретить Тополь считалось большой удачей. В этот день в колодцах освящали воду.

В народе говорят, что именно на Троицу русалки выходят из рек на поля, по ночам они заводят свои игры и живут в лесах до Петрова дня (12 июля).
Путников русалки могут защекотать до смерти, поэтому купание в реках во время зеленых святок считается опасным.


Зеленые святки

Задолго до принятия христианства в начале июня на Руси проходили празднества, связанные с почитанием земли-матушки. Они назывались «зелеными», или «изумрудными» днями, отсюда и народное название Троицына дня — Зеленые святки.

По поверьям, на Зеленые святки землю не следует беспокоить — сажать или пересаживать растения, копать и рыхлить, убирать сорняки. Пусть земля-именинница отдохнет, тогда будет благосклонна к человеку.

Заговор на Троицу на удачу

На Троицу произносят заговор на удачу и успех в делах:

«Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь,
взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны.
Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный.
Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремян-поводьев тот конь не знал.
Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу.
Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь».


Приворот на Троицу

А чтобы приворожить любимого, в Троицын день женщина собирает траву, плетет из нее небольшой венок и, ложась спать, кладет под подушку с наговором:

«Как эти травы в венок свивались-переплетались,
так пусть раб Божий (имя) вокруг меня, рабы Божией (имя), вьется-увивается,
как венок будет вянуть и сохнуть,
так пусть сохнет-горюет он по мне, Божьей рабе (имя),
едой не заедает, питьем не запивает, гульбой не загуляет;
при пире он или при беседе, в поле он или в доме — не сходила бы я с его ума-разума.

Будьте слова мои крепки и лепки, крепче камня и булата,
острого ножа и борзометкого копья.
А ключ моим словам и утверждение, и крепость крепкая,
и сила сильная в небесной высоте, а замок в морской глубине.
Да будет так!».


Березовая магия на Троицу

Главным символом Троицы считается береза — всевозможные обряды связаны именно с ней. Ее листьями засыпали полы в избах, пучками березовых веточек украшали ворота, пороги, окна и иконы.
Нередко к березовым добавляли ветки яблони, рябины, клена, ивы. Но ни в коем случае не брали ветки хвойных деревьев (они символизируют смерть) и осины (это дерево-вампир).
Считалось, что береза, впитавшая энергию пробудившейся земли, защитит от злых сил, подарит здоровье, достаток, сбережет и приумножит новый урожай.

На праздник Троицы можно совершить ритуал на исполнение заветного желания. Нужно подойти к молодой березке, обнять ее, затем подтянуть к себе ветку и попросить березу о помощи, произнести вслух свое желание, сплетая косичку из самых тонких веточек дерева.
При завивании старались не измять листочки и не сломать сучки и ветви: уже завитые березки украшали цветами, вешали на них полотенца, платки, пояса, думали о заветном…

Через несколько дней стоит навестить «свою» березку: если косичка в целости - мечта непременно исполнится, если расплелась - увы.

Кстати, если, гуляя в лесу или парке, увидите такие заплетенные ветки - не трогайте! Может быть, кто-то загадал желание, а возможно, оставил на березе беду.
Кто расплетет такую косичку - перебьет другому удачу или возьмет себе чужие невзгоды.

Встародавние времена при завивании венков девушки кумились. Менялись какими-нибудь вещами - колечками, платками, и после этого называли себя кумой.
Этот обряд имел большое значение и был вполне созвучен православной идее Троицы - согласию.
Основа кумления - клятвенное обещание дружбы и взаимопомощи на определенный срок.
Обряд сопровождали заговоры с такими вот словами:

«Покумимся, кума.
Покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, а вечно дружиться».

После кумления участницы обряда называли друг друга «сестрами», «кумами» или «подругами», как можно дольше сохраняя сестринские отношения.

Народные пословицы о Троице

  • Бог любит Троицу.
  • Без Троицы дом не строится.
  • Троица перстов крест кладет.
  • На Троицкой неделе дождь — много грибов.
  • На Троицу каждая веточка — помощник и лекарь.

Интересно, что на Троицу по погоде можно сделать прогноз наперед.

Роса, выпавшая на Троицу, считается очень полезной для здоровья. Девушкам советуют ее умываться, чтобы сохранить молодость и красоту.

Если в этот день идет дождь - будет хороший урожай, теплое и грибное лето.

Плохой приметой на Пятидесятницу считают жаркую погоду, тогда лето обещает быть засушливым.
по материалам fakty.ictv.u, zonatigra.ru


Считается, что если тщательно придерживаться древних обычаев на Троицу, можно привлечь в дом счастье и благополучие.
Со Светлой Троицей Вас!

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал