Основные причины кризиса современной семьи. « Современная семья: кризис и эволюция

13.04.2024

Как бы ни отличались друг от друга современные семьи, большинство из них являются полными, т.е. нуклеарными или расширенными. Вообще следует отметить, что подавляющая часть людей вступает в брак и имеет по крайней мере одного ребенка. Иными словами, семейный образ жизни сохраняет свою универсальность, хотя и переживает довольно трудный период своего развития. Тем не менее в последнее время все чаще говорят о кризисе современной семьи, который коснулся многих стран мира, включая Россию.

Кризис современной семьи проявляется в снижении рождаемости, а также изменении характера и показателей брачности. Так, снижение рождаемости, отмечавшееся в России еще со второй половины 1960-х гг., с 1991 г. стало просто катастрофическим: ежегодно оно составляло не менее 10%. В 1993 г. были достигнуты показатели, характерные прежде только для крупных городов с повышенной бракоразводной активностью, в которых на три заключенных брака приходилось два развода. Кроме того, количество самих заключенных браков сокращается ежегодно на десятки тысяч. Все это делает обоснованным утверждение, что кризис современной семьи коснулся и России.

В литературе по семьеведению выделяют три причины кризиса современной семьи.

Первая из этих причин связана с изменением представлений о браке и семье, характерных для современного мира. Иными словами, она имеет общемировое значение, хотя и действует прежде всего в высокоразвитых странах. Как уже отмечалось, в развитии современной семьи четко прослеживается тенденция нуклеаризации. Связанная с естественным желанием молодой семьи самостоятельно строить свою жизнь, она привела к таким неожиданным последствиям, как снижение рождаемости, а также увеличение числа разводов и одиноких людей. Не способствует укреплению семьи и расширяющаяся практика консенсуального брака, когда мужчина и женщина официально не оформляют свои отношения. Доставляя массу проблем социальным работникам, это также свидетельствует о слабости установки на создание семьи у все большего числа людей. Эта установка была предметом резкой критики во время сексуальной революции, охватившей страны Запада в конце 1960-х гг.: направленная против лицемерия в вопросах семьи, она часто оборачивалась полным отрицанием ее как социального института. Иными словами, отрицалось существование каких бы то ни было норм, регулирующих половые отношения между людьми. Изменения в экономике, политике и социальной сфере стран Запада за последние три десятилетия позволили им значительно смягчить остроту проблем, приведших к сексуальной революции, но теперь нечто подобное переживает Россия, где демократию многие истолковывают как вседозволенность, а свободу в отношениях между людьми - как половую распущенность.

Вторая причина кризиса современной семьи связана с отрицательными сторонами советского образа жизни в нашей стране в условиях тоталитарного общества. Речь идет прежде всего о крайне неудовлетворительных жилищных условиях большинства советских семей, зависимости молодых супругов от родителей, чрезмерной занятости женщин домашней работой, неустроенности семейного быта, а также высоком уровне пьянства и алкоголизма. Кроме того, система нравственного воспитания в тоталитарном обществе влекла за собой низкий уровень личной ответственности, отсутствие культуры рационального планирования собственной жизни, весьма слабое влияние морали на отношения в семье и ориентацию на выработку в детях таких качеств, как послушание и дисциплина, а не инициатива, независимость или достоинство личности. Наконец, в течение 70 лет в нашей стране практически отсутствовала какая бы то ни было благотворительная деятельность, не говоря уже о социальной работе, призванной профессионально помогать как отдельным людям, так и целым семьям в решении их повседневных проблем.

Третья (может быть, самая главная) причина кризиса современной семьи связана с процессами, происходящими в настоящее время в России. С 1991 г., когда в нашей стране фактически начались изменения в экономике, социальный статус семьи неуклонно понижается. Сегодня он достиг такой низкой отметки, как никогда ранее, по крайней мере, за всю историю Советского Союза, а может быть, и России. Как уже отмечалось, количество заключенных браков стремительно сокращается, а разводов - увеличивается. Сокращается также рождаемость, а детская смертность растет. Эти и другие негативные явления привели к тому, что уже несколько лет в нашей стране смертность среди населения превышает рождаемость: такого не было даже в годы Второй мировой войны, когда советский народ нес огромные потери. Согласно социологическим опросам многие супруги хотят иметь детей, но не могут их содержать. В этом нет ничего удивительного, поскольку коэффициент бедности семьи возрастает с появлением новых детей. Многие семьи оказались лишенными всех прежних гарантий: права на труд, бесплатное медицинское обслуживание, отдыха, досуга и даже передвижения. В связи с непрекращаюшимися межнациональными конфликтами под угрозой оказалось их право на жизнь, а также достойную смерть. Социальное расслоение российского общества привело к образованию различных семей: богатых, среднего достатка, бедных и даже нищих, находящихся на грани выживания.

На состоянии семьи губительно сказывается не только материальное, но и духовное обнищание современного российского общества. Обычным явлением для средств массовой информации стала проповедь насилия, жестокости, аморальности, эгоизма и порнографии. Многие семьи пытаются оградить от этого своих детей, но чаще всего не выдерживают пропагандистского натиска. В результате стираются моральные принципы, на которых основывается семья. Ослабленная семья сама становится опасной для общества, поскольку она порождает девиантов - людей, нарушающих установленные в обществе нормы. Истоки аморальности, преступности, алкоголизма, наркомании и проституции следует искать в нездоровой семье, которая является отражением нашего больного общества.

В настоящее время нет более важной государственной задачи, чем создание условий - как материальных, так и юридических - для сохранения и укрепления семьи. Крушение семьи ведет к краху общества, а следовательно и государства. Причем это касается не только России, переживающей сейчас один из самых трудных периодов в своем развитии, но и любой другой страны. Поэтому неудивительно, что несколько лет назад Организация Объединенных Наций (ООН) провела целый ряд мероприятий в рамках объявленного ею Международного года семьи, в которых участвовала и Россия. Это свидетельствует о том, что международное сообщество придает большое значение роли семьи в современном мире.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое социальный институт?
  • 2. Каковы предпосылки возникновения социального института?
  • 3. Какие вы знаете основные группы социальных институтов?
  • 4. Что такое жизненный цикл семьи?
  • 5. Каковы основные функции семьи?
  • 6. В чем проявляется кризис современной семьи?
  • 7. Каковы причины кризиса современной семьи?
  • 8. Кто такие девианты?

Коренные преобразования, происходящие в современном российском обществе в социально – экономической и политической сферах не могли не отразиться на семье, как на самом главном социальном институте. Современной российской семье присущи такие кризисные проявления, как: низкий уровень рождаемости, увеличение числа семей группы риска, неполных семей, неблагополучных семей, постоянный рост разводов (по статистике, каждый третий брак в России заканчивается разводом, при чем две трети распавшихся семей - это семьи, в которых есть дети), распространение так называемых «гражданских» браков. https://privet-rostov.ru различные виды канцелярских папок.

Семья, в результате рыночных преобразований, на сегодняшний день находится в глубоком кризисе. Механизмы социальной адаптации, которые были характерны для советского общества в изменившихся условиях, оказались непригодными. Новые же, вырабатываются стихийно и часто сводятся просто к механизмам выживания. В итоге, современный человек в условиях ужесточившейся конкуренции перестал видеть в семье главное богатство и счастье.

Следует отметить, что в России лозунг современной молодежи «сначала карьера, потом дети». Данные социологических исследований репродуктивных установок у молодёжи ярко иллюстрируют то, что сегодня налицо очевидная тенденция снижения и планируемого количества детей. Так, как показал анализ средне желаемое число детей у женщин детородного возраста составляет 1,7, что ниже даже уровня необходимого для воспроизводства общества (норма составляет 2,1 ребёнка на одну женщину).

Хотелось бы остановиться ещё на одной тенденции. Как показали исследования, в настоящее время заметна сильная трансформация содержания семейных ролей. Причиной тому служит феминизация российского общества, которая в сою очередь приводит к различным ролевым конфликтам, связанным с несовпадением ролевых ожиданий родителей, детей и супругов. Экономический статус сегодня всё чаще определяет лидера в семье. Довольно часто встречаются семьи, где женщины играют ведущие роли, так как женщина в современном обществе уже не так сильно, как еще несколько десятилетий назад, зависит от мужчины в экономическом отношении.

Следует отметить тот факт, что в современном российском обществе существует, так называемый «культ молодёжи». По мнению выдающегося социолога начала 20-го века Ортега-и-Гассета для «массового» человека характерны такие черты как стремление избежать ответственности и привязанности и эгоизм, стремление всегда оставаться молодым. Именно к этому стремится большая часть россиян в возрасте с 16ти до 30-35 (т.е. именно в репродуктивном возрасте, в том, когда и следует заводить семью). Сегодня люди любыми усилиями хотят продлить молодость, не жалея для этого никаких сил и затрат (ни материальных, ни духовных). Сегодня, как никогда, стали популярны фитнесс-клубы, различные диеты, пластическая хирургия. СМИ постоянно пропагандируют образ «вечно молодого» человека. Сегодня многие молодые люди хотят сначала надо «для себя пожить», а уж потом семью заводить. Они гораздо больше озабочены поиском разнообразных развлечений, новых ощущений, чем созданием семьи.

И, наконец, причина сегодняшнего кризиса семьи, как социального института, это, безусловно, упадок нравственности (ранние сексуальные связи у молодёжи, пренебрежительное отношение к браку, распространение инфекций, передаваемых половым путём). Согласно данным, полученным в результате исследований, среди подростков и молодых людей до тридцати лет, процент заболеваний, передающихся половым путём выше, чем среди населения в целом. Наблюдается рост ВИЧ-инфицированных молодых людей. Доля возрастов в промежутке от пятнадцати до тридцати лет составляет 79% от всех ВИЧ - инфицированных мужчин и 80% от числа женщин. Не прекращается рост наркомании, табакокурения (на долю России приходится около 70% всего международного рынка) и алкоголизма.

Кроме того, на репродутивные установки современной молодёжи, довольно сильно оказывает влияние и фактор снижения физического здоровья. На сегодняшний день только 10% выпускников школ абсолютно здоровы.

Несмотря на наличие разных точек зрения на кризис семьи, все исследователи едины в мнении о его наличии в современном российском обществе. Составляющими этого кризиса можно считать следующие признаки: падение рождаемости; массовая малодетность; депопуляция нации; рост числа разводов; увеличение количества неполных семей; детей, рожденных вне брака; широкое распространение неофициальных браков (сожительств); альтернативные формы брачно-семейных отношений («конкубинат», семья-коммуна, «свинг» «групповые браки»), легализация однополых отношений; рост лиц, живущих обособленно (одиночество).

Снижение уровня рождаемости в России началось с конца 60-х годов. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину.

Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.

Малодетность, как устоявшееся, развивающееся и ставшее многообразным социальное явление, перешагнула все границы: национальные, региональные, классовые, профессиональные. Она укоренилась в обществе, стала не случайным и не временным процессом, а закономерностью. Увеличение количества малодетных и бездетных семей является отражением нестабильности семьи, снижения ее статуса. Современное общество предоставляет человеку много различных возможностей самореализации личности, которые составляют серьезную альтернативу потребности иметь детей. Хотя, несомненно, низкий уровень жизни служит тормозом рождаемости, но причина кроется не только в этом. Кризис семьи – это не проблема богатства и бедности, это общая беда всей современной цивилизации, беда, которая выразилась в девальвации семейных ценностей. В системе этих ценностей, независимо от материального благосостояния, человеческое «я» самоопределялось как угодно, но только не через родительство. Мы имеем дело с тем, чего никогда не было в истории человечества: малодетность была вынужденной. Сейчас антидетная, антисемейная тенденция главным образом связана с жизненной философией молодого поколения, которое не хочет (или боится!) иметь детей по причине отсутствия реальных перспектив своего профессионального и социального самоопределения. Человеку в этой системе ценностей места не находилось, его удел – гипертрофированная социальная функция работника. Нет мужчины, нет женщины с ее особой ответственейшей ролью воспроизводства и воспитания подрастающего поколения, а есть работники, творцы, политики. Эти обезличенные отношения, к сожалению, люди перенесли и в семью, обесценив, таким образом, одну из важнейших ее функций. И поэтому сейчас не только фамилисты, но и представители других «человековедческих» наук с тревогой констатируют: «...Мы на пороге, как ни страшно звучит это слово, депопуляции, когда коэффициент смертности выше, чем коэффициент рождаемости. До тех пор пока мы не скажем, что кризис семьи – это не просто кризис ее материальных возможностей, не только по этой причине супруги отказываются иметь детей, а что это кризис системы ценностей, порожденный издержками промышленного производства, пока не будет осознана эта проблема в такой постановке, до тех пор не будет придумано ее разрешение. Разрешать же все равно придется, так как антидетное, антисемейное направление развития антигуманно, а значит, непрогрессивно, бесперспективно... Гуманной альтернативы семье – нет».

Низкая рождаемость является одной из причин депопуляции. Депопуляция – устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся – затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы.

Дестабилизация брака – одна из важнейших демографических проблем, количественно выражающаяся в неблагоприятном соотношении зарегистрированных и расторгнутых браков. Уровень разводи-мости в России непрерывно рос в 50-е, 60-е и 70-е годы ХХ века.

В настоящее время более 50 \% браков заканчивается распадом.

Развод – наиболее очевидное, но не единственное свидетельство разрушения семейных отношений, так как он лишь оформляет их фактическое положение. Далеко не все семьи с неблагополучными отношениями принимают решение о разводе либо в связи с боязнью процедуры и последствий развода, либо из-за психологической инертности, либо благодаря уверенности в том, что «дети должны иметь двух родителей, независимо от отношений между ними». При этом семья формально сохраняется, но нарушаются ее основные функции.

Тенденция к снижению брачности, усилившаяся к концу 1990-х годов, обусловливались несколькими факторами.

Во-первых, среди молодежи все активнее распространяется партнерское сожительство.

Во-вторых, регистрация браков совершается сегодня все более в озднем возрасте.

И, в третьих, общее ухудшение экономического положения, рост безработицы, особенно среди молодежи, падение жизненного уровня – все это тормозит вступление в брак.

Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у не состоящей в браке женщины и т. д.) составляет 20 \% с преобладанием неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец).

На фоне общего сокращения рождаемости и увеличения числа неполных семей наблюдается интенсивный рост родившихся вне брака детей среди всех родившихся. До 1985 г. их доля колебалась около

10 \%, а затем стала интенсивно расти, и в 2000 г. достигла 28 \%. Сегодня родители почти каждого пятого ребенка в нашей стране не состоят в зарегистрированном браке. Отчасти это объясняется ослаблением моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям, иногда это можно рассматривать как индикатор распространения фактических брачных отношений. Велик рост внебрачной рождаемости у несовершеннолетних матерей. Повышенная внебрачная рождаемость в самых молодых возрастах – это, главным образом, следствие низкой контрацептивной культуры в начале сексуальной жизни.

И наш, и зарубежный опыт свидетельствует, что среди внебрачных детей несовершеннолетних матерей особенно велико количество незапланированных и нежеланных детей. Поэтому увеличиваются показатели материнской и младенческой смертности, патологии новорожденных, отказов матерей от детей. Среди проблем неполных семей особенно остро предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Рождение вне брака понижает шансы ребенка на полную семью в будущем: «чисто» женское, равно как и «чисто» мужское воспитание детей приводит к формированию искаженного образа поведения. Еще одной немаловажной трудностью такого типа семей является их экономическая несостоятельность. Преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики бедных и зависимых от пособий.

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме. Таким образом, специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на благополучии неполной семьи. Тем не менее из года в год число детей, рожденных вне брака, растет, что с течением времени усугубляет проблему неполных семей.

Исследователи, начиная со второй половины 80-х годов стали констатировать либерализацию общественного мнения по поводу сожительства. В общественном сознании за подобными союзами все больше закрепляется название «гражданский брак», хотя этот термин возник в совершенно другом контексте – как брачный союз, зарегистрированный в государственных органах, альтернативный церковному браку.

Отношение общества к «гражданским бракам» становится все более лояльным. За период с 1980 по 2000 годы их количество возросло в шесть раз. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брака, распространенность юридически не оформленных браков привела к тому, что в 2000 году каждый четвертый ребенок рождался вне брака.

В обществе расширяется социальная практика, когда для многих молодых людей заключению брака предшествует сожительство, которое можно рассматривать как временную, но в большинстве случаев непременную ступень к правовому закреплению эмоционально-психологически оправдавших себя отношений. На смену традиционному браку приходит так называемый «пробный брак» (сожительство, внебрачный союз), чаще всего в возрасте 18–25 лет. Анализируя причины роста внебрачных союзов, некоторые специалисты связывают этот факт прежде всего с кризисом современной семьи, падением ее социального престижа. Многих молодых людей пугает перспектива взять на себя ответственность за другого человека, а также за детей, которые рано или поздно появляются в семье. Винить их в этом не следует, потому что современная молодежь позднее достигает экономической самостоятельности. С другой стороны, раннее физическое развитие обусловливает потребность в половых отношениях. Конечно сексуальная потенция, потребность удовлетворить сексуальный инстинкт существовали всегда, однако раньше этому в значительной степени препятствовали строгие социальные нормы. Сейчас же доминирует свобода добрачных половых связей. Поэтому пара, живущая вместе без юридического оформления отношений, с большей легкостью, чем в условиях законного брака, может прервать свои отношения, если в партнере что-то не устраивает. Важную роль в росте внебрачных союзов играют и психологические факторы. Все большее число молодых людей (и даже их родителей) считают необходимым пройти перед «настоящим» супружеством испытательный срок в сожительстве - лучше узнать характер и привычки друг друга, проверить свои чувства, сексуальную совместимость. Но при этом следует отметить, что чаще всего инициатором «пробного брака» является мужчина. Современная женщина, как и раньше, в большей степени заинтересована в создании семьи и сильнее страдает от ее отсутствия, хотя супружеские обязанности связывают в первую очередь ее, а мужчине обеспечивают преимущества.

Интересные данные на этот счет сообщает объективная статистика. Женатый мужчина отличается от холостяка лучшим физическим и психическим здоровьем, он реже болеет, у него меньше шансов попасть под машину, стать алкоголиком, кончить жизнь самоубийством, он удачливее в профессиональной деятельности, дольше живет. А замужняя женщина отличается худшим, чем у ее сверстниц, не состоявших в браке, особенно в возрасте до 30 лет, здоровьем, ее продвижение по службе затруднено рождением и воспитанием детей, домашними обязанностями, возможности внесемейного досуга ограничены.

Получается, что брак в большей степени отвечает интересам мужчины, тем не менее он видит в семье «ссоры», а она – «счастье».

Положение женщины в «пробном браке» ничем не отличается от положения в зарегистрированном: именно на нее падает основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства. Мужчины же чаще чувствуют себя в неофициальном браке гостем, которому ежедневно и ежечасно оказываются почет и уважение и при этом никто не ждет, а тем более не требует его участия в домашнем труде. Все зависит от его личного желания, т. е. он пользуется всеми преимуществами женатого мужчины, но с той лишь разницей, что не имеет никаких обязанностей и не несет ответственности за экономическое благополучие семьи. Семейные проблемы решаются на основе обоюдной договоренности. Поэтому «пробный брак» следует рассматривать не как новую ступень в развитии межполовых отношений, а как кризисное состояние современной семьи.

Феномен многообразия моделей семьи и зарубежными, и отечественными исследователями связывается с глубокими социальными изменениями, имеющими глобальные и национальные характеристики и выражающимися в смене ценностных парадигм.

В ХХ в. наряду с моногамным типом семьи получили распространение и ряд типов нетрадиционных моделей. Появление таких форм в науке объясняется сложностью становления современных и постсовременных типов семей. В качестве примера приведем несколько форм, представленных в англоязычной литературе.

«Регулярно-раздельный» брак – это модель, суть которой в том, что муж и жена на определенной стадии развития индивидуальной семьи предпочитают жить раздельно в течение достаточно длительного промежутка времени. Супруги выбирают некую степень пространственной изоляции друг от друга, чтобы предотвратить рутинизацию жизни и бытовые коллизии и тем самым достигнуть максимального удовлетворения индивидуальных запросов и создать почву для творческого проявления.

Следующая нетрадиционная форма – «открытый» брак. Некоторые люди не признают развод как лучшее решение возникших в семье проблем, поэтому они ищут возможности «открыть» брак. «Открыть» брак означает предпринять шаги к полному равенству и независимости супругов в интеллектуальной и профессиональной сферах. В таком браке муж и жена являются независимыми партнерами. Одной из крайних форм «сексуального открытого брака» является так называемый «свининг». Здесь внебрачные сексуальные контакты в открытую практикуются обоими супругами, нередко одновременно и в одном и том же месте.

В качестве альтернативных браков также выступают «конкубинат» (при котором наблюдается некоторое участие «отца» в дальнейшей судьбе своего ребенка и его матери – при незарегистрированных отношениях, т.е. брак «де факто», хотя у мужчины есть официальная семья), а также все разновидности бигамии.

Одна из наиболее острых проблем брака и семьи на рубеже тысячелетия – легализация однополых сожительств, приравнивание их к юридически оформленным бракам.

Наконец, еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни. В той или иной степени одиночество было присуще и в прошлом различным обществам и народам. Но если в прошлом оно было результатом действия объективных факторов, которые почти не зависели от самого человека (гибель мужчин на войне, смерть одного из супругов от эпидемии и болезней), то ныне это зависит и от самой личности. Многие становятся одинокими осознанно, т. е. люди сознательно не желают вступать в брак. Со времен Второй мировой войны число живущих обособленно лиц резко возросло. В предыдущих поколениях одиночество воспринималось как судьба в целом к людям, испытывающим его, относились с пониманием. Однако сознательное одиночество обществом осуждалось. В наше время существует другой взгляд. Несомненно, что негативного отношения к нему общественное сознание уже не формирует: общество вполне терпимо относится к одиноким, может быть, даже равнодушно. Мы считаем, что данные изменения обусловлены в какой-то степени процессом смены акцентов в системе «общество – семья – личность». А в реальности это означает, что обществу сегодня не так важно – семейный это человек или нет. Более значительными становятся другие показатели: профессиональные, образовательные и т.д.

Мнения и установки в этой области зависят от национальности, степени урбанизованности поселения, возраста и некоторых других факторов. Вместе с тем ясно, что прямо или косвенно, но создаются предпосылки для одиночества: экономические, социальные, нравственные и психологические. Все блага и льготы распределяются в соответствии с достижениями человека в профессиональной деятельности. Одиночество становится явлением, органически присущим обществу, а не случайным и не временным. Почти забыты традиции и обычаи, с помощью которых наши предки боролись с ним.

Еще одним несомненным фактором, негативно влияющим на устойчивость брака, прежде всего за рубежом, но уже проникающим и в сознание россиян, является влияние феминистического мировоззрения. В России распространение феминистических идей происходит не только по внутренним причинам, но и под влиянием зарубежных теорий – через международные конференции, гранты иностранных фондов, через СМИ и разного рода издания. Например, во вступительных замечаниях к переводимым на русский язык работам видных феминисток дается в целом их позитивная оценка; в ряде переводных учебников социологии материал по семье и браку преподносится как часть гендерной социологии. Для русского читателя представляет определенный интерес рассмотрение «антисемейнизма» в американском феминизме с позиции фамилистики, просемейного восприятия этих взглядов.

Исчезновение социальной необходимости в многодетной семье и в высокой рождаемости вызвало контрацептивную и вместе с ней сексуальную революцию, крах тысячелетней системы социальных норм семейного образа жизни. Распространение малодетной семьи, рост разводов и сожительств, социализационной патологии, нелегитимных рождений и т. п. укрепляло новый строй мыслей, где семейность ассоциировалась со всем «старым» и «отжившим», а продукты распада ее – со всем «новым» и «передовым». В ситуации ценностного кризиса семейного стиля поведения и равнодушия общественного мнения в отношении семьи феминизм предстал как очевидное идеолого-теоретическое оправдание происходящего. В феминизме неравенство семьи среди эксплуатирующих ее институтов подменяется неравенством и эксплуатацией женщин, при этом социальная проблема упадка семьи снимается, а на первый план выдвигается проблема взаимоотношений полов.

Сокрушительная критика семьи присуща не только радикальному феминизму, заявившему о себе в полной мере в США в 70-е годы, но и остальным направлениям современной феминистической теории, различия между которыми в последнее десятилетие сглаживаются на почве общего неприятия семейности.

Идеология феминизма сформировалась под влиянием идей Просвещения об естественных правах каждого человека и благодаря вкладу видных деятелей женского движения: Мэри Уолстонкрафт, Френсис Райт, Сары Гримке, Элизабет Стэнтон и Сюзанны Энтони. На первом этапе становления американского феминизма либеральные феминистки постепенно склонялись к радикализму, рассматривающему женщин как угнетенный класс, а все социальные институты как атрибуты патриархата. В XIX в. делался акцент на разнице между мужчинами и женщинами, выделялись чисто женские качества, ведущей же идеей было стремление к сосредоточению всего управления в руках «сильных женщин». Фактически это была идея материнского права, очень модная тогда среди антропологов. Среди либеральных или культурных феминисток бытовало мнение, что призыв к «матриархату» (доминированию женщин) был ответной реакцией на закрепощение женщин Запада в XIX в.

В рамках культурного феминизма XIX в. Элизабет Стэнтон заняла радикальную позицию, отвергая религию и десять заповедей, придуманных якобы мужчинами для лишения женщин их прав. Матильда Гейдж пошла дальше Э. Стэнтон, приравняв патриархат к ужасам войны, проституции и порабощения женщин. Виктория Вудхалл стала первой женщиной, которая обратилась к конгрессу США по вопросу о женских правах, связав их с шокирующими взглядами на свободную любовь. В. Вудхалл отстаивала отмену брака как систему официальной проституции и изнасилования.

Культурные феминистки отстаивали также право на аборт: Эмма Годдмэн в 1916 г. была арестована за распространение литературы об абортах, а Маргарет Сангер выступила за улучшение условий жизни через легализацию аборта и пропагандировала замедление роста населения.

Антисемейная теория феминизма исходит из идеи индивидуальной свободы, культивирующей стремление к свободе, ничем не ограничиваемой – даже требованием индивидуальной ответственности за негативные последствия любых самовольных действий. Каждый индивидуум женского гендера волен поступать как угодно, ибо ответственность за это перекладывается на общество и государство. С точки зрения феминизма, традиционная социология семьи повинна в социокультурном признании разделения полов, в обосновании социализации детей согласно их физиологической конституции, т.е. в принудительно-гетерогенном воспитании. В условиях постмодернистской переоценки ценностей феминистское отрицание природы человека и релевантной этому человеческой культуры превосходит все известные формы нигилизма.

Итак, кризис современной российской семьи, к сожалению, является несомненным фактом. К тому же он протекает на фоне широкомасштабного социального кризиса в стране, что придает ему особую остроту и драматичность. Кроме того, он связан не только с социально-экономическими, но и целым рядом психологических причин, появившихся у людей на фоне общественной разрухи.

Семья перестала быть условием выживания в обществе, так как каждый взрослый человек имеет возможность стать экономически самостоятельным и поэтому проявляет больше заботы о своем личностном росте, чем о семейном благополучии. У большинства членов общества ярко выражена ориентация на удовлетворение основных жизненных потребностей не в семье, а вне ее. Сейчас гораздо важнее сделать карьеру, чем стать хорошим семьянином.

В последние годы все большее число молодых мужчин вовлекается в девиантную активность и криминальную среду либо привлекается к участию в военных действиях, которые ведутся на территории России. Все это, конечно, связано с образом жизни, отрицающим семью, поэтому молодые люди брачного возраста не торопятся ее создавать или же просто не успевают этого сделать.

Кризис современной семьи в некотором плане связан со снижением роли мужчины как стабилизирующего фактора внутри ее. Лидирующее положение продолжает занимать женщина с ее высоким уровнем эмоциональности, который нередко приводит к необдуманному разрыву брачных уз по ее инициативе. Свою отрицательную роль в этом сыграла и массовая культура, которая культивирует сексуальность без любви: в частности реклама, конкурсы красоты и другие подобные зрелищные мероприятия, которые ориентируют мужчину на оценку женщины с точки зрения сексуальной привлекательности, а не любви и материнства. Появились разного рода сексуальные услуги, начиная от специальных салонов и кончая компьютерным сексом для интеллектуалов, что несовместимо с семейной жизнью. Кроме того, в средствах массовой информации (печать, радио, телевидение) навязчиво пропагандируются идеи гиперсексуальности, ведущие к частой смене сексуальных партнеров. Естественно, претворение подобных идей в жизнь не способствует упрочению брака, ведет к обесцениванию духовно-нравственных ценностей и чувства любви.

В российском обществе произошло резкое снижение роли традиционно значимых родственных связей внутри семьи и, в первую очередь, между родителями и детьми. Родители, воспитанные в условиях советского режима, оказались неприспособленными к резко изменившимся общественным отношениям, растерялись перед непривычной и непонятной для них действительностью. Поэтому дети перестали воспринимать их как носителей мудрости, определенного жизненного опыта, который можно было бы позаимствовать. В свою очередь дети, не получившие хорошего воспитания, не знают, как воспитывать своих детей. Вольно или невольно трудные жизненные ситуации делают семью еще одним «раздражающим фактором», поэтому муж и жена, а также другие члены семейной группы, находясь в хроническом стрессовом состоянии на протяжении нескольких лет, стремятся хотя бы на какое-то время обрести покой. И возможным вариантом выхода в этом случае становится либо разрушение семьи, либо отказ от ее создания.

Таким образом, перед современным российским обществом и социальной работой встает насущная задача – помощь кризисной семье, находящейся в достаточно сложной социально-экономической ситуации, которая усугубляется все более распространяющимся падением ценностей фамилистического образа жизни.

Задания для самостоятельной работы

1. Предложите свое определение понятиям «семья» и «брак».

2. Изобразите генеалогическое древо своей семьи.

3. Расскажите о семье как социальном институте, используя пять групп общих признаков социальных институтов:

– установки и образцы поведения;

– культурные символы;

– утилитарные культурные черты;

– устные и письменные кодексы поведения;

– идеология.

4. Составьте таблицу «Типичные нормы традиционной и современной семьи»

Сфера жизнедеятельности семьи и внесемейной деятельности супругов

Типичные нормы

традиционной семьи

Типичные нормы

современной семьи

5. Используя приведенную ниже схему, расскажите о жизненном цикле семьи. С какими типичными проблемами встречается семья на каждом этапе?

Стадии семейного цикла

Стадия бездетности, предродительства

репродуктивного

родительства

социализированного

родительства

прародительства

Семейные события

Заключение брака

Рождение первенца

Рождение последнего ребенка

Отделение от родителей

рождение первого

6. Законспектируйте работу: Сорокина П.а. Кризис современной семьи // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 997. – № 3. Согласны ли вы с мнением социолога? Ответ аргументируйте.

Напишите эссе на тему: «Ценности семьи и брака в современном обществе».

Используя приведенную ниже таблицу, расскажите об особенностях альтернативных стилей жизни в современном обществе.

Традиционные брачно-семейные отношения

Альтернативные формы брачно-семейных отношений

Законные (юридически оформленные)

Одиночество

Незаригистрированное сожительство

Обязательное наличие детей

Сознательно бездетный брак

Стабильные

Разводы, повторный брак

Сексуальная верность партнеров

Свингерство

Гетеросексуальность

Гомосексуальность

Диадичность

Групповой брак

9. Охарактеризуйте семью как малую социальную группу.

10. Расскажите о ролевых конфликтах в семье.

Для полного раскрытия вышеизложенного хотелось бы рассмотреть вопрос кризиса в современной семье, так как изменение некоторых функций семьи тесно связанны именно с кризисными ситуациями развивающихся в современной семье. Российская семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, в значительной мере разрушен психологический микросоциум семьи, ослаблена её воспитательная функция. Ребёнок часто живёт в условиях социально-психологической депривации, испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищённости.

Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирования личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано, прежде всего, на эмоциональных отношениях между родителями и детьми становиться одним из основных факторов семейного неблагополучия.

Отчуждение родителей от детей, младших поколений от старших на фоне ущемления общечеловеческой и религиозной морали, ослабления ценностей семейного благополучия привело в конце 80-х - начале 90-х к тому разгулу безнравственности и социальной патологии, который ярче всего раскрывает социальный кризис нашего общества, кризис экзистенциальных ценностей. Исходя из вышесказанного, России потребуется гораздо больше времени на преобразование всего строя жизни, переориентации его на интересы семьи, чем западным странам. Отсюда, начинать просемейную политику и думать о том, как сделать её эффективной, нам надо раньше.

Бездетность и малодетность стали достаточно распространенным явлением на большей части территории России, да и не только. Резкое снижение материального уровня вынуждает молодые семьи отказываться от рождения второго и третьего ребенка и откладывать появление первого. Семьи с двумя и большим числом детей чаще попадают в зону бедности и в этой ситуации не могут обеспечить своим детям полноценного питания, содержания и образования.

Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшились условия реализации социальных функций - репродуктивной, экзистенциального содержания и первичной социализации детей. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов.

Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних и сверхранних, а также внебрачных рождений. Это и беспрецедентный рост числа отказов от детей и даже их убийств, и галопирующая подростковая и увы, детская преступность, и нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Это и растущее предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, бракоподобных отношений и квазисемей геев и лесбиянок, рост числа брачных сожительств. Это и рост семейной девиации - злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейного насилия, включая инцестуозное.

Крах семьи с несколькими детьми и пожизненного брака - общемировой процесс, ярче всего проявляющийся в развитых странах. Малодетность - глобальная проблема нашего времени, возникшая вследствие исторического ослабления института семьи, разрушения семейного производства и превращения членов семьи в наемных работников, не имеющих новых, рыночных стимулов к рождению детей вообще. Современная деградация семьи как супружеского союза, союза родителей и детей и хозяйственного объединения, то есть как института не выполняющего своих кардинальных функций - прямой итог прекращения инерционного действия норм семейного образа жизни, ухода в небытие семейного производства. Оказалось достаточно трех столетий вне семейного, ориентированного на рынок производства, чтобы иссякла потребность в детях как таковая.

Новое общество не позаботилось о создании новых стимулов к рождению детей. Поэтому такая массовая потребность в однодетности в условиях рыночной экономики (наемный труд). Если рыночная экономика не изменится в этом отношении, то через одно демографическое поколение начнется ослабление потребности людей и в одном - единственном ребенке.

Задача политики укрепления семьи - в том, чтобы создать в рыночной системе совершенно новую рыночную мотивацию к обзаведению семьей и детьми. Материнство и отцовство, по логике, должны стать профессиональным занятием, таким же, как любое другое дело. Общество должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений.

Несмотря на разнообразие типов и форм семьи, характер­ных для современности, большинство людей живет в полной семье, нуклеарной или с другими родственниками. Подавляющее большинство людей вступает в брак и рожает по край­ней мере одного ребенка. То есть сохраняется всеобщность и универсальность семейного образа жизни.

Одновременно все более тревожными становятся голоса, диагностирующие кризис семьи. В Россииэтот процесс приоб­ретает крайне острый характер из-за совпадения общемировой (точнее, свойственной высокоразвитым индустриальным стра­нам) тенденции трансформации модели семьи с условиями со­циально-экономического кризиса, негативно влияющего на все стороны жизнедеятельности населения.

Негативное воздействие кризиса на демографические ха­рактеристики населения проявилось прежде всего в снижении рождаемости. До недавнего времени снижение рождаемости в Россиимаскировалось тем, что в детородный возраст всту­пали многочисленные поколения, родившиеся в послевоен­ное десятилетие, и абсолютные показатели числа рождений были достаточно внушительными. Однако наступило время, когда и абсолютные цифры стали снижаться. Так, в 1985г. было рождено 2 375,1 тыс. детей, а пятью годами спустя, в 1990г. - только 1 968,9 тыс. Падение рождаемости составило более 16%. Впрочем, эти крайне тревожные цифры вскоре стали казаться вполне благополучными на фоне того, что последовало в 1991г. - падение почти на 10% по сравнению с предыдущим. За 1992г. – падение еще на 11,5%. Наконец, проявившиеся в полном объеме трудности социально-эконо­мического и морально-психологического характера привели к тому, что в 1993г. появилось на свет почти на миллион младенцев меньше, чем в предшествующем. За последние десять лет падение рождаемости происходит еще более быстрыми темпами.

Помимо общих цифр, демографы применяют более точные показатели для того, чтобы определить истинное состояние рождаемости. Среди них «суммарный коэффициент рожда­емости», то есть среднее число деторождения на одну женщи­ну за весь репродуктивный период. Этот показатель независим от половозрастной структуры населения, и он хо­рошо отражает истинную динамику процесса. Известно, что для простого воспроизводства населения, то есть для того, чтобы численность жителей не убывала, чтобы замещающее поколение было по размеру не менее многочисленным, чем замещаемое, суммарный коэффициент рождаемости должен быть не ниже 2,15. Средний российский показатель к настоя­щему времени уменьшился вполовину (на 50%). Средние показатели объединяют достаточно отличающиеся значения региональной рождаемости. Наиболее тревожно дело обстоит в крупнейших городах, центральных и северных регионах Европейской России, в Сибири и на Дальнем Востоке, в ряде автономий и республик.Можно считать, что суженное восп­роизводство свойственно прежде всего территориям с высо­ким уровнем производственного и научного развития, важным для социального прогресса страны.


Изменяется характер и показатель брачности. Уменьшает­ся число зарегистрированных браков, увеличивается - раз­водов. В 1993г. были зарегистрированы в среднем по стране показатели, характерные прежде только для столиц с гипер­трофированной динамичностью бракоразводной активности: на три заключенных брака было зарегистрировано два разво­да. И если число разводов нарастало в целом достаточно плавно, то снижение брачности имело буквально крутопада­ющий характер: с 1989г. по 1993г. число вновь заклю­ченных браков сократилось на 280 тыс., или почти на четверть.

Можно выделить три группы показателей ухудшения функционирования семьи. Первая связана с объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах и, особенно, в Европе в направлении нуклеаризации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемо­сти, рост разводов и увеличение числа одиноких людей.

Как и на Западе,в Россиишироко распространяется тип «консенсуального» брака: мужчина и женщина имеют ин­тимные отношения, ведут совместное хозяйство, иногда обза­водятся детьми, но не регистрируют свой брак. Наиболее очевидная причина - желание воспользоваться предоставля­емыми государством благами для неполных семей и одиноких матерей. Зарубеж­ные специалисты создают методики, как отличить подлинно неполную семью, остро нуждающуюся в помощи, от квази­неполной, в которой наличествует оба родителя, но они не оформляют свои отношения. Вероятно, подобные злоупот­ребления неизбежны, но столь быстрое и широкое распространение «консенсуального брака» свидетельствует об опреде­ленной необязательности отношений в такой модели семьи. Выбор ее есть результат не только материальных расчетов, но и слабости установки на создание семьи. Поэтому нередко это явление встречается в маргинальных слоях населения, такое сожительство часто кончается не только скандально, но и кри­минально.

Судя по ряду наблюдений, распространяются альтернативные модели брака и семьи, опробованные уже за рубежом: семья-коммуна и т.д. Отношения гомосексуалистов становятся дости­жением гласности; за рубежом имеет уже известную историю движение за признание однополых сожительств браками, что юридически должно дать право таким «супругам» усыновлять детей. С одной стороны, распространение таких форм можно трактовать как реакцию на кризис традиционной модели семьи и экспериментирование с целью выработки новой модели. С другой стороны, это, конечно, результаты кризиса морально-смысловых структур общества и общественной психики. Это углубляет кризис семьи.

По некоторым оценкам, российская семья вступила в не­избежный этап так называемой «сексуальной революции». Это «возрастная» болезнь, которую развитые страны пере­несли еще в 60-е годы и после которой произошли некоторые позитивные сдвиги в институте семьи.

Вторую группу составляет национальный фактор, который существует наряду с общемировой, можно сказать универсаль­ной, тенденцией дестабилизации брачно-семейных отношений. В России он обусловлен спецификой функционирования «совет­ской семьи», связанной с исконно российской культурой и ду­ховностью и одновременно впитавшей в себя опыт жизни в условиях тоталитарного, «социалистического» общества. Наиболее видимые проявления этой специфики - крайне неудовлетворительные жилищные и материальные условия жизни большинства российских семей, зависимость молодых супругов от их родителей, чрезмерная занятость женщины домашней работой, неустроенность семейного быта, высокой уровень пьянства и алкоголизма.

Более скрытые, но и более весомые противоречия свя­заны с системой нравственного воспитания в тоталитарном обществе. Это - низкий уровень личной ответственности, отсутствие культуры рационального планирования собст­венной жизни, весьма слабое влияние морали, в частности, религиозной, на повседневную жизнь в семье, ориентация на воспитание в детях таких качеств, как послушание и дисциплина, а не ответственность, инициатива, независи­мость, личное достоинство.

Еще один крайне важный элемент национальной специфи­ки состоит в том, что в бывшем СССР не велась, да и не могла вестись, социальная работа в современном понимании, не развивалась деятельность религиозных и благотворительных организаций, нацеленных на помощь маргинальным семьям, каковых, с точки зрения официальной пропаганды, фактиче­ски не существовало. В результате многие миллионы семей были лишены необходимой квалифицированной, специали­зированной помощи, влача жалкое, недостойное человека существование.

Третья группа причин ослабления семейно-брачных свя­зей связана с сегодняшним состоянием российского общества, переживающего острый кризис. Прежде всего следует отме­тить, что произошло резкое имущественное расслоение се­мей. Появились семьи обеспеченные, и даже богатые, и семьи малоимущие. Между ними су­ществуют различные градации, но все-таки, как считают большинство экспертов, жизненный уровень большинства се­мей весьма и весьма низок.

Резкое снижение жизненного уровня повлекло за собой неуверенность в завтрашнем дне, духовную и психологическую неустойчивость.

Наряду с материальным обнищанием, появилась еще одна серьезная, может быть, более опасная тенденция - разложение духовных ценностей и нравственных ориентиров. Она проявля­ется в стремлении граждан резко изменить свой социально-эко­номический статус, всеми правдами и неправдами попасть из одной ячейки общества в другую, более благополучную, оправ­дывая средства важностью и значимостью поставленной цели. Создав уродливые формы отношений между личным и общественным, постоянно попирая первое в угоду последнему, государство тем не менее способствовало формированию многих ценностей в сфере межличностного общения, которые позволяли людям вы­жить и оставаться людьми в бесчеловечным условиях. Таких, например, как честность, товарищество, доброта, уважение к людям и т.д.

Эти качества сохранялись также и потому, что пропаганди­руемые так называемой коммунистической моралью, они как бы находились вне ее, глубже ее. Они коренились в национальных, исторических, культурных и нравственных традициях русского народа. Не поддерживаемые более государственной идеологи­ческой машиной, эти качества начинают размываться, обес­цениваться.

Пока еще нет оснований считать, что достигнута низшая точка негативных изменений в сфере семейно-брачных отно­шений. Более того, можно предвидеть момент, когда силы внутренней семейной самозащиты будут сломлены, и количе­ственные изменения перейдут в качественные. Между тем, семья является важнейшим фактором и школой социальности в об­ществе: при распаде этих первичных связей ослабевают силы, способные структурировать население и превращать его в об­щество. Отсутствие детей деформирует смысловые установки человека и искажает понятие цели жизни. Эгоистический расчет сегодняшних поколений, достигающих благополучия за счет отказа от детей, вступает в противоречие с одним из важнейших оснований современ­ного гуманистического менталитета - с глобальной концеп­цией устойчивого развития, в соответствии с которой благополучие сегодняшних поколений не должно достигаться за счет благополучия будущих.

Положение в экономике стабилизировать и выправить лег­че, чем в сфере семейных отношений, где мотивы скрыты в глубинных слоях психики, а реакции на воздействие органов социального управления запоздалы и непредсказуемы. Се­годня можно без всяких сомнений констатировать такое со­стояние семейной жизни в нашей стране, когда просто не может быть принято никаких мер за счет семьи, а проект любого решения должен проходить экспертизу с точки зрения интересов семьи. В противном случае изменения могут при­обрести необратимый характер. Государство и общество должны формировать и поддерживать установку, как массовую, так и индивидуальную, на сохранение и укрепление семейного об­раза жизни, создавая для этого юридические, организацион­ные и экономические условия. А каждый человек, которому предстоит решать для себя лично эту задачу, должен иметь в виду, что, решая ее, он, может быть, решает судьбу цивили­зации XXI в.

Обобщая отличительные черты современных моделей се­мьи экономи­ческой деятельности как таковой над ценностями родства, отделение родства от социально-экономической деятельности, отметим ряд суще­ственных перемен.

1. Произошел перевес личных выгод индивида над общественными Для российской семьи характерна некоторая специфика, связанная с тем, что имеет место не перевес эконо­мических потребностей индивида над ценностями родства, а их сплав, взаимопроникновение, что наблюдается во всех сферах социально-экономической деятельности: политике, экономике, науке, даже криминале - с созданием фирм, подразделений в интересах семьи (часто в ущерб и за счет государственных), от­крытием счетов, фондов в пользу родственников, организацией пре­мий и пр. В связи с этим и уместно выве­сти обсуждение от перевеса ценностей к их смешению, когда род­ственное и общегосударственное сливаются воедино и выступают как экономическая самостоятельность и максимизация выгоды.

2. Современной модели семьи характерно разделение дома и работы. Произошло распространение потребительского типа семьи, где общесемейная деятельность дополняется потребле­нием товаров и услуг внесемейных учреждений за счет зарпла­ты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщи­ны, участвующие в производительном внесемейном труде, про­должают вести домашнее хозяйство - так называемую «двойную нагрузку» современной женщины. Переход от социального к семейно-бытовому самообслуживанию вызвал трансформацию мужских и женских ролей в семье.

Очень своеобразным является для российской женщины решение проблемы выравнивания семейных функций в сфере семейно-бытового самообслуживания. В прежней семье у мужчи­ны и женщины семейных обязанностей было предостаточно. К настоящему времени объективно в городской семье, а частично и сельской, мужчина имеет меньшую нагрузку. Субъективно она вообще может стать минимальной. Приложение женского труда в семье по-прежнему оста­ется объемным. «Выравнивание по-русски» происходит за счет повсеместного распространения такого явления, как дача. Возможностей для приложения мужской силы там объективно больше. Однако заканчивается это, как правило, не «двойной», а «тройной» нагрузкой женщины: дом - работа - дача. Вместе с тем психологически у нее наблюдается большее умиротворение и удовлетворенность.

3. Произошло размежевание дома и внесемейного мира, первичности семьи и обезличенности отношений во внешнем окружении.

4. Современной семье свойственна социальная и географи­ческая мобильность, связанная с самостоятельным и независи­мым профессиональным и личностным самоопределением де­тей без наследования социального статуса и профессиональной специализации родителей. Многие северные российские города (Нижневартовск, Нефтеюганск и др.) построены, освоены и обжиты молодыми людьми.

5. Система «семьецентризма» с ориентацией на материальные блага, ценностями долга, семейной ответственности, рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доми­нированием авторитета родителей и родственников уступает ме­сто системе «эгоцентризма» с ценностями индивидуализма, не­зависимости, личных достижений, усилением ощущения собственного «Я».

6. Происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся выше родственных.

7. Развод по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездет­ностью брака) вытесняется разводом, вызванным межличностной несовместимостью супругов («не сошлись характерами», «отсутствие взаимопонимания», «испытали разочарование друг в друге»).

8. Происходит переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности мо­лодыми людьми друг друга (хотя и при сохранении имуществен­ных интересов и системы наследования, закрепляемых брачным контрактом).

9. На смену культуре бездетности с жестким табу на приме­нение контрацепции приходит культура индивидуального вме­шательства в репродуктивный цикл, т. е. предупреждение и пре­рывание беременности.

10. Нормы, связанные с феноменом многодетности семьи, исторически изживают себя. В XX веке происходит спонтанное сокращение количества детей в семье, учащаются разводы, реже заключаются браки.

Вместе с тем, в постсоветской России модель семьи имеет шанс измениться. На смену семье, где всю ответственность несет на себе мать (она же доминирует в семье, и она же имеет более близкие эмоциональ­ные контакты с детьми), а отец «выброшен» за борт семейных отношений, может прийти иная семейная структура, в которой доминирующая роль остается за матерью, следующая по значи­мости – принадлежит отцу, а дети - в подчинении. За благополучие, социальную защиту семьи отвечает отец, мать воспитывает детей. Дети эмоциональ­но ближе к матери, чем к отцу. Разумеется, такая структура так­же не лишена противоречий как в плане супружеских, так и в плане детско-родительских отношений.

Глава 2.Социально-педагогические основы работы с семьей

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал