Особенности экологического воспитания в младших группах. Перспективный план по экологическому воспитанию на год для первой младшей группы Экологическое воспитание 1 мл группе

29.03.2024

Татьяна Рюмина

Сентябрь

Задачи :

Формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе : изменения в погоде (стало холоднее, чаще идет дождь, много ветреных дней) ; изменения в живой природе (листья на деревьях и кустарниках постепенно желтеют и краснеют, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору).

Познакомить с основными видами овощей и фруктов.

Развивать умение анализировать структуру объектов природы (растение и животное) .

Занятие :

«Овощи с огорода»

Цели : учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа) . Расширять представления о выращивании овощных культур.

Совместная деятельность воспитателя с детьми :

Наблюдения и опыты.

Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом) .

Наблюдение в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи его спрятали) .

Наблюдение за дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой как летом).

Наблюдение за осенними цветами (бархатцы, астры) .

Наблюдение за кленом и березой (учить сравнивать деревья по форме листьев и по цвету) .

Экологические игры .

, «Найди листок, какой покажу» , «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) .

Подвижные игры.

«Воробышки и кот» , «Наседка и цыплята» .

«Расскажем кукле какие бывают овощи» .

Чтение худ. литературы.

Русская народная сказка «Репка» , заучивание потешки «Огуречик, огуречик…»

Труд в природе.

Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал,

Задачи :

Продолжать формировать представление детей об осенних изменениях в природе : изменения в погоде, изменения в живой природе – листья на деревьях и кустарниках опадают (листопад, все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели.

Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы (дерево, рыбка) .

Воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.

«Меняем воду в аквариуме»

Цель : расширять знание детей о декоративных рыбках. Дать элементарные представления об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру.

Наблюдения и опыты.

Продолжаем наблюдать за неживой природой (дождливых дней больше, стало холоднее – надо одеваться теплее) .

Наблюдение за ветром. Провести опыт : вынести на улицу вертушку и обсудить, почему она вертится, почему качаются деревья.

Ввести понятие «листопад» . Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая шуршат; рассмотреть опавшие листья».

Поручения

Найти самый большой и самый маленький листок на участке. Рассмотреть и сравнить их.

Экологические игры .

«Где спряталась рыбка» , «Лото» (овощи, фрукты, «Найди о чем рассказу» .

Чтение худ. литературы.

Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу» , Л. Н. Толстой «Спала кошка на крыше» .

«Как мы одеваемся осенью» , «Что выросло на нашем огороде» .

Работа с родителями.

Привлечь родителей к организации выставки «Веселый огород» .

(родители готовят поделки из овощей и фруктов) .

Труд в природе.

Совместно с воспитателем ухаживать за рыбкой в аквариуме : кормить ее, насыпая в кормушку сухой корм мерной ложкой; помогать воспитателю мыть кормушки и камешки из аквариума.

Задачи :

Формировать представление об изменениях в живой и неживой природе поздней осенью (стало еще холоднее – изменение в одежде, все листья опали, звери в лесу готовятся к зиме).

Познакомить детей с компонентами трудового процесса на примере мытья комнатного растения. Закрепить название частей растения.

Воспитывать желание участвовать в труде. Формировать интерес к жизни зверей в лесу.

«Как звери в лесу готовятся к зиме» .

Цели : формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей. Рассказать о жилищах диких животных. Активизировать и обогащать словарь путем подбора описательных прилагательных.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

Продолжить наблюдения за солнцем, ветром, наблюдения за первым снегом (как снежинки кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю) .

Начать знакомство со свойствами снега : снег пушистый и легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпается. Снег от тепла тает (объяснить детям, что ладошка теплая.)

Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий) . Лед от тепла тает так же, как снег. Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

Экологические игры .

«Овощи и фрукты» (лото, «Найди такой же» , «Угадай, чей хвост» .

Чтение худ. литературы.

А. Блок «Зайчик» , В. Чарушин «Волк» , «Заяц» , «Лиса» , В. Бианки «Холодно в лесу зимой» , Э. Шим «Кто как идет» . Загадки о животных.

«Что изменилось в нашей одежде» , беседы о жизни животных в лесу. (с рассматриванием иллюстраций) .

Труд в природе.

Протирать крупные листья комнатных растений. Помогать воспитателю поливать, подкармливать растения, рыхлить почву.

Задачи :

Формировать представления детей о зимних изменениях в природе : все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад, солнце светит но не греет.

Формировать представление о потребности заботится о птицах зимой. (развесить кормушки и кормить птиц) .

Воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность.

«Покормим птиц зимой»

Цель : закреплять знание детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширить представление о зимующих птицах.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

Наблюдение за снегопадом, за свойствами снега (снег от тепла тает, бывает липким и рассыпчатым) .

-опыт : набрать в баночку снега и поставить в теплое место. От тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание, что вода грязная; когда снег бывает липким, а когда рассыпчатым.

Наблюдение за зимующими птицами (строение тела, повадки) . Повесить кормушки для птиц и ежедневно выносить корм. Рассмотреть следы на снегу.

Экологические игры .

«Кто во что одет» , «Сложи картинку» (изображение птиц : воробья, вороны, голубя, синички) .

Чтение худ. литературы.

Л. Аким. «Первый снег» , З. Александрова «Зимняя песенка» , «Снежок» , И. Токмакова «Как на горке снег, снег.»

«Как мы играем зимой» , «Как мы помогаем птичкам» .

Работа с родителями.

Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Организовать конкурс «Лучший корм для птиц» . Оформить для родителей ширму «Как привить ребенку любовь к природе» .

Труд в природе.

Расчистка дорожек от снега вместе с воспитателем на прогулке. Поливка комнатных растений.

Задачи :

Закрепить представления детей о зимних явлениях в живой и неживой природе : реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега.

Формировать представление детей о потребностях растений в земле.

Закреплять умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты.

Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.

«Посадка лука» .

Цель : закрепить представление о последовательности трудового процесса. Сформировать представление о потребности растений в земле.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

Наблюдения за снегопадом. Выявить свойства снега : снег белый, от тепла тает (опыт) .

Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед-что общего и чем отличаются.

Вместе с детьми продолжать подкармливать птиц.

Экологические игры .

«Кто во что одет» , «Кто где живет» , «Где спряталась рыбка» .

Чтение худ. литературы.

И. Токмакова «Где спит рыбка» , Л. Екимцев «Чего хочет рыбка» ,

Загадки о птицах, овощах.

«Новогодний праздник дома» , «Зимние развлечения на улице»

Работа с родителями.

Оформить ширму «Мастерская деда Мороза» . Предложить родителям вместе с детьми изготовить игрушки на елку своими руками.

Труд в природе.

С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. Подкормить птиц на прогулке. Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега. Подкормить рыбок в аквариуме и полить лук.

Задачи :

Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытое перьями, две ноги) .

Продолжать развивать умение сравнивать, выделять контрастные признаки различия и некоторого сходства.

Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.

«Рассматривание снегиря» .

Цель : познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. Закрепить знания детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюет ягоды) . Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

-наблюдение за солнцем : оно появляется все чаще, с каждым днем светит ярче.

-опыт : предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать, почувствовать как она нагревается.

Наблюдение за сосульками (сравнение их по толщине, величине) .

-опыт : внести сосульку в теплое помещение и посмотреть, как она будет таять.

Наблюдение за снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становиться липким. Обратить внимание на первое щебетание птиц.

Экологические игры .

«В зимней столовой» , «Птички» , «Угадай растение по описанию» (бальзамин, фикус, китайская роза) .

Чтение худ, литературы.

А. Борто «Птичка» , В. Жуковский «Птичка» (отрывок, А. Прокофьев «Снегири» .

«Если птичка живет дома» , «Холодно ли птицам зимой» , «Живые ли деревья зимой» .

Труд в природе.

Подкормка птиц на прогулке. На прогулке вместе сгребаем снег. Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений.

Задачи :

Формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней больше, стало намного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед).

Развивать умение сравнивать объекты природы по признакам сходства и различия.

Развивать интерес к жизни птиц

Сравнение вороны с снегирем.

Цель : закрепить знание детей о вороне и снегире. Учить сравнивать двух птиц, находя признаки отличия и сходства. Воспитывать познавательный интерес к птицам.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

-провести опыты с водой : закрасить воду разного цвета краской, залить формочки вынести на улицу. После прогулки рассмотреть, что вода замёрзла.

Продолжить наблюдение за солнцем : оно стало более ярким, теплым.

-опыт : сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Рассказа, что такое тень. Понаблюдать за тенью, которую оставляют разные предметы. (разной величины)

-наблюдение за небом : небо чаще бывает голубым, облака светлые. Но зима еще не хочет уходить совсем- - утром бывает морозно, иногда падает снег, бывает гололед.

-наблюдение за воробьями : чирикают веселее, рассказать детям что воробьи скоро будут вить гнездышки.

Экологические игры .

«Вороны» , «Через ручеек» , «Воробышки и кот» , «Кто где живет» .

Чтение худ. литературы.

С. Я. Маршак «Весенняя песенка» , А. Барто «Птичка» , «Кто как кричит» , В. Чарушин «Яшка» .

«О птицах» (сравнить внешний вид воробья и синицы-на прогулке и по иллюстрациям, «В какие игрушки мы играем весной» , «На что похожи облака» , «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день» (растения засыхают, скучают) .

Труд в природе.

Совместно с воспитателем продолжать поливку комнатных растений и уход за ними. Уборка участка от веточек. Продолжать подкармливать птиц.

Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе, которые происходят в апреле месяце, закреплять основные представления о них.

животных : на ветвях деревьев набухают почки, появляются первые цветы (подснежники, мать-и-мачеха, появляется первая травка, звери в лесу меняют окраску (заяц, просыпаются после зимней спячки (медведь, ежик) .

Учить находить общие признаки у деревьев и кустарников. Развивать умение сравнивать.

Закреплять знание детей о строении растений, их основных частей.

Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.

«Путешествие в весенний лес»

Цель : формировать представление детей о весенних изменениях в природе : больше солнечных дней, становиться значительно теплее, тает снег, изменяется одежда людей. Показать изменения в жизни растений и животных.

Совместная деятельность воспитателя и детей.

Наблюдения и опыты.

Продолжаем наблюдать за небом и солнцем, снегом : снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручейки, проталинки. Утром они покрыты льдом, а потом он тает.

-опыт : запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет, спросить, почему он намокает.

Экологические игры .

«Угадай по описанию» , подвижные игры : «К дереву беги» , «Кто быстрее найдет березу, тополь, каштан» .

Чтение худ. литературы.

Т. Александрова «На солнышке согрелась ель» , Л. Толстой «Пришла весна» . Загадки о деревьях.

«Какие растения живут у тебя дома» , «Мамы и их детеныши» .

Труд в природе.

Уборка мусора на участке. Посев крупных семян гороха, бобов, настурции.

Закреплять представления о весенних изменениях в неживой природе : много теплых солнечных дней, снег совсем растаял, солнце стало греть сильнее.

Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных : в жизни растений происходит бурный рост-травка подросла, раскрылись почки, появились первые цветочки; у зверей в лесу появились детеныши, прилетели из теплых краев птицы (грачи, скворцы, оживились воробьи, проснулись после зимней спячки насекомые.

Развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного.

«Сравнение одуванчика и тюльпана»

Цель : учить детей называть и различать первоцветы. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия. Закреплять умение правильно называть основные части растения. Вызывать радость от красоты растений, воспитывать бережное отношение.

Совместная работа воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

Познакомить со свойствами солнечных лучей высушивать все вокруг.

-опыт : намочить песок и наблюдать с детьми как он сохнет на солнце.

Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать на что они похожи.

Наблюдать за живой природой : на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдение за цветением деревьев : черемухой, вишней.

Рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы (грачи, скворцы) .

Экологические игры .

«Найди дерево по описанию» , «Чья эта тень» , «Собери цветок из частей» , «Кто где живет» .

Чтение худ. литературы.

З. Александрова «Одуванчик» , С. Маршак «Радуга –дуга» , И. Бунин «Ясным утром» , К. Д. Ушинский «Пчелки на разведках» . Загадки.

«Кто рождается весной» (у кого весной появляются детеныши, рассмотреть иллюстрации, «Какие песенки поет дождь» (послушать звуки дождя в комнате, на улице, под зонтом) .

Труд в природе.

Полив посеянных цветов, наблюдение за прополкой и рыхлением.

Библиотека
материалов

Соколова Ольга Владимировна

Старший воспитатель

СП ГБОУ СОШ №6 г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №14»

Перспективный план по экологическому воспитанию во второй младшей группе

Тема занятий

Цель наблюдений

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

1. Овощи, фрукты

2. Цветы на клумбе

3.Травушка - муравушка

4. Солнышко лучистое

Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.

Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.

Беседа

Рассматривание овощей, фруктов

Чтение сказки "Спор овощей"

Дидактические игры:

"Что растёт на дереве, а что в земле",

" Чудесный мешочек",

" Угадай по запаху",

" Узнай по вкусу",

" Сбор урожая",

" Солнышко и туча"

Драматизация сказки " Репка"

Аппликация " Фрукты на тарелке"

Рисование " Яблоко", " Трава для зайчат"

Рассматривание луговых растений

Поделки из природно-бросового материала

Целевая прогулка в огород

Игровое упражнение " Солнечный зайчик"

Подвижная игра " Солнышко и дождик"

ОКТЯБРЬ

1.В гости к деревьям

2.Комнатные цветы в уголке природы

3. Дождик, лей, лей, лей!

Познакомить детей с деревьями (клён, берёза, ель), где они растут, зачем нужны; находить и называть ствол, ветки, листья, корень.

Расширить представления детей о комнатных цветах (фикус); упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомым (геранью). Познакомить с разными способами ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, деревьям.

Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.

Экскурсия по экологической тропинке

Наблюдения за деревьями

Беседа о деревьях

Чтение стих-я Н. Саконской " В лесу"

Дидактические игры:

"Найди по листу дерево",

"Посадим дерево",

" Найди то, о чём расскажу",

"Покажем мишке уголок природы",

"От какого растения листья?" (с использованием моделей)

Слушание песни "Листопад", музыка Т. Попатенко

Труд в природе: сбор осенних листьев

Сравнение игрушечной ёлки с живой елью на участке

Чтение М. Пришвина " Листопад"

Слушание произведения " Грустный дождик", музыка Д. Кобалевского

Подвижная игра " Солнышко и дождик"

Рисование " Идёт дождь", " Ёлочка- зелёная иголочка"

Заучивание потешки " Радуга- дуга"

Закличка "Дождик, лей, лей, лей"

НОЯБРЬ

1.Золотая осень

2.Кто живёт в лесу

3. Ветер, ветер, ветерок

Расширить знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы; учить определять и называть состояние погоды.

Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк); учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнать о них.

Показать природное явление - ветер, учить определять ветреную погоду.

Загадывание загадок

Рассматривание картины " Золотая осень"

Беседа

Рисование " Листопад"

Рассматривание картин с изображением диких животных

Потешка "Идёт лисичка по мосту"

Чтение сказки Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Драматизация р. н. с. "Теремок"

Сказка на фланелеграфе " Три медведя"

Чтение Е. Чарушина "Волчишко"

Зачем зайчику другая шубка?

Хороводная игра "Зайка беленький сидит"

Дидактические игры:

"Кто где живёт",

"Скажи ласково",

"Найди детёныша"

Аппликация " Колючий ёж"

Чтение стих-я А. С. Пушкина "Ветер, ветер"

Игры с султанчиками, бег с ленточками

ДЕКАБРЬ

1.Котенька-коток и его друзья

2..Зимний лес полон чудес

3.Водичка, водичка

Дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Уточнять и расширять представления о диких животных; об их приспособленности к изменениям окружающей среды.

Воспитывать любовь и заботу к животным.

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. . Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега -в воду.

Потешки "Котик, коток", " Ты собачка, не лай"

Лепка "Прянички" (по р. н. п. "Кисонька- мурысенька")

Настольный театр " Волк и 7 козлят"

Рассматривание картины с изображением домашних животных

Сказка " Бычок - смоляной бочок"

Дидактические игры:

"Чьи детки?",

"Что даёт корова",

"Кто живёт на бабушкином дворе"

Путешествие в Зимний сказочный лес

Зачем зайчику другая шубка?

Лепка "Зайка беленький сидит"

Загадки

Рассматривание картины " Зайцы в лесу"

Потешка "Водичка, водичка."

Беседа "Для чего нужна вода?"

Опыт "Таяние снега, замерзание воды"

Изготовление цветных льдинок

Узнаем, какая вода

ЯНВАРЬ

Курочка - Ряба и её соседи

2.Пернатые друзья

3. Воздух вокруг нас

Дать представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как "разговаривают", чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детёнышей-птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами (прозрачный, лёгкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Загадки о животных

Дидактические игры:

" На птичьем дворе",

"Чей детёныш",

"Кто как кричит",

" Назови ласково"

Рассказы Ю. Дмитриева " Дети всякие бывают", "Цыплята и воробьята", " Утята и цыплята". (см. Хрестоматия для маленьких. -М.: просвещение, 1987.-с. 339-340)

Сказка " Петушок и бобовое зёрнышко"

Рассказ А. Каралийчев " Маленький утёнок"

Песенка "Жили у бабуси:"

Рисование "Заборчик для петушка" (по илл. Ю. Васнецова к потешке "Петушок")

Аппликация "Жёлтый цыплёнок"

Подвижная игра "Воробышки и автомобиль"

Игра-забава "Наседка и цыплята"

Подвижная игра "Воробышки и кот"

Наблюдения за птицами на участке

Слушание песни "Птички", музыка Г. Фрида

Рассматривание картины "Таня и голуби"

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Дидактическая игра "Найди пару"

Игра "Голуби и воробьи"

Аппликация "Скворечник"

Опыт "Что в пакете?"

Игры с воздушным шаром и соломинкой

Надувание мыльных пузырей

ФЕВРАЛЬ

Где живёт золотая рыбка

2.Волшебница- зима

3.Снеговичок

4. Посадка лука

Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.

Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.

Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок); Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.

Беседа о рыбах

Наблюдения за рыбками

Рассматривание иллюстраций с рыбками

Игра "Хорошо- плохо"

Рисование "Рыбки в аквариуме"

Чтение И. Токмаковой "Где спит рыбка"

Чтение произведения Л. Воронкова "Снег идёт"

Стих-е В. Берестов "Снегопад"

Рисование "Вот зима- кругом бело"

-"Уж ты ты, зимушка- зима"

Подвижная игра "Снежинки и ветер"

Наблюдения за погодой на участке

Рассматривание картины с зимним пейзажом

Беседа о зиме

Игра "Когда это бывает"

Опыт со снегом

Постройка снеговика на участке

Загадки о луке

Рассматривание луковицы

Опыт с луком

Наблюдение за ростом лука

Рассматривание появившихся зелёных пёрышков

Беседа о впечатлениях со сверстниками и взрослыми

Сравнение вновь посаженой луковицы с раннее посаженой

МАРТ

1.Весна пришла

Я - человек

"Береги живое"

Какой песок, какая глина

Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств.

Рассказать детям о том, как люди помогают природе, вспомнить как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относится к природе.

Познакомить со свойством и качеством песка, глины; создать условия для их выявления; учить делать логические выводы; на собственном опыте убеждать детей в изменениях свойств песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины.

Чтение стих-я М. Клоковой "Зима прошла"

А. Плещеев "Весна"

А, Майков "Ласточка примчалась"

Л. Толстой "Птица свила гнездо"

Чтение произведений о животных

Аппликация "Весенняя сказка" (по стих-ю В. Берестова ДВ, 1993, N1 стр. 106)

Рисование "Сосульки длинные и короткие"

Дидактическая игра:

"Мир вокруг нас",

"Времена года"

Рассматривание книги "Моё тело", беседа

Дидактические игры:

"Валеология",

"Строение человека",

"Угадай на вкус",

"Запахи"

Игра "Кто я?"

Развлечение "Весёлые человечки играют"

Нарисуй свой портрет

-"Наши помощники"

Дидактическая игра "Хорошо- плохо"

-"Путешествие на полянку"

Чтение стих-я Моштаковой "Жил на свете один человечек"

Наблюдение

Беседа

Игра "Убери мусор на поляне"

Опыт с песком и глиной

Рассматривание песка и глины

Выставка глиняных игрушек

Игры с песком

Лепка пирожков и печенья

Лепка из глины "Лепёшки большие и маленькие"

АПРЕЛЬ

Экологическая тропинка

Насекомые -маленькие помощники

Посев семян гороха, лука в огород

Расширить знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.

Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ним.

Целевая прогулка по объектам экологической тропинки

Разучивание стихотворений о природе

Рассматривание картины "Весна"

Рисование "Одуванчики в траве", "Деревья на нашем участке".

Стих-е З. Александровой "Одуванчик"

Стих-е Е. Благининой "Яблонька"

Чтение потешки "Божья коровка", разучивание

Лепка "Червячки для цыплят"

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых

Чтение рассказа "Пёстрые крылья" из книги Плиманова "Зелёные страницы"

Отгадывание загадок

Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек (сенчик)

Загадки

Чтение художественной литературы

Наблюдения за ростом и развитием посаженных семян

Зарисовки

МАЙ

1.Природа наш родной дом

2.Нужные вещи из ненужных вещей

3.Игрушки и предметы из бумаги и древесины

Учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

Дать детям понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.

Познакомить со свойством и качеством бумаги, древесины

Чтение притчи Л. Толстого

Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы

Экскурсия по участку д/с

Наблюдения

Дидактическая игра "Береги природу"

Рассматривание игрушек, предметов

Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового и природного материала

Беседа

Дидактическая игра "Что из чего сделано"

Опыт с бумагой

Опыт с древесиной

Рассказ о бумаге и древесины

Рассматривание иллюстраций, предметов

Дидактическая игра "Найди и покажи"

Залия Галлямова
План мероприятий на год экологии в первой младшей группе

План мероприятий на год экологии- 2017год в первой младшей группе №7 «Пчелка» .

1. Наблюдение «Зимнее утро» .Разучивание русской народной потешки «Вот и солнышко встает…» .

Задачи : Обратить внимание детей на изменения,происходящие в природе с наступлением утра, учить называть наблюдаемые явления. Предложить повторять за педагогом слова потешки, четко и внятно произнося слова. Учить детей выполнять упоминаемые в потешке действия, выполнять движения по образцу.

2. Игра-занятие «Зимушка-зима»

Задачи : Расширять представление дет о характерных признаках зимы, обратить внимание на красоту зимней природы. Учить выражать свои впечатления в речи, называть различные явления природы.

3. Игра-драмматизация по сказке «Лиса и журавль» .

Задачи : Предложить детям рассмотреть иллюстрации,помочь педагогу подобрать атрибуты для игры драматизации. Учить детей,отвечая на вопросы воспитателя, проговаривать реплики персонажей.

Работа с родителями :

Консультация : «Научите детей любить природу» .

1. Наблюдение за птицами у кормушки.

Задачи : Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь) . Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

2. Подвижная игра «Птичка и птенчики»

3. «Лучший огород на подоконнике» .

Задачи : Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.

4. Рассматривание иллюстрации Е. Чарушина к книге С. Маршака «Детки в клетке» .

Задачи : Предложить детям рассмотреть иллюстрации, учить сопоставлять текст и рисунки к нему. Расширять представление о диких животных (Внешний вид, особенности передвижения, питания. среда обитания) .

Работа с родителями : Предложить сделать кормушки для птиц.

1. Наблюдение первые признаки весны

Задачи :Познокомить детей с характерными признаками ранней весны,учить называть соответствующие явления природы (тает снег,сосульки,сильнее греет солнце) .Обогащать словарный запас. Развивать наблюдательность.

2. Физкультурный досуг «Весенний цветов здоровья»

3. Выставка рисунков «Цветы для мамы»

4. Выставка рисунков «Весенняя история»

Работа с родителями : Фотовыставка «Весеннее пробуждение»

1. Весенний праздник «Первоцветы »

2. Физкультурно-экологический досуг «День здоровья в лесу»

3. Выставка конкурс детского творчества «Птичка невеличка» (коллективная работа) .

4. Спортивный праздник «Мы друзья природы» .

Работа с родителями :Участие в выставках детского творчества.

1. Игра –занятие в уголке природы : рассматривание комнатных растений; наблюдение «Уход за растениями» .

Задачи : Напомнить детям названия комнатных растений,учить называть основные части растения, цвет листьев и цветков. Познокомить детей с трудовыми операциями по уходу за растениями, учить наливать воду в маленькие игрушечные лейки.

2. Выставка детского творчества «Цветочный город» (аппликации, рисунки, лепка) .

3. Наблюдение :первые листочки . Чтение стихотворения В. Орлова «Шепчет солнышко» .

Задачи : Обратить внимание детей на появление листьев на деревьях, напомнить названия деревьев, учить различать их, правильно называть части растений. Познокомить детей со стихотворением.

Работа с родителями : Участие в субботнике «Каждую соринку- в корзинку» .

1. Беседа с детьми на тему «Мусор и люди» .

2. Праздник «Скорая экологическая помощь » .

3. Игра –занятие «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик»

Задачи : уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья, об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля) ; дать знания о связях в природе : бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

4. Хороводная игра «Жучок паучок»

Задачи : Учить детей выполнять игровые действия, выразительно передавать движения персонажа игры хоровода. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Работа с родителями : Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу» .

1. Экологическое развлечение «На помощи жителям лесным, друзья природы поспешим!» .

2. Наблюдение за бабочкой.

Задачи : Предложить детям рассмотреть бабочку, полюбоваться ее красотой, посмотреть, как плавно она движется. Учить детей передавать движения крыльев бабочки.

3. Игры с песком.

Задачи : Учить детей выполнять поделки и постройки из песка, обыгрывать их. Развивать сенсорные возможности детей, поддерживать интерес к экспериментированию. Учить по окончании игры очищать от песка и собирать игрушки.

4. Подвижная игра «Солнышко и дождик» .

Работа с родителями : Консультация для родителей на тему «Сокровища леса» .

1. Всемирный день кошек. Рассматривание сюжетных картинок,фотографий по теме «Наши питомцы» .

Задачи : Предложить детям показать фотографии своих питомцев, рассказать о них, поощрять желание рассматривать сюжетные картинки, рассказывать об увиденном. Развивать связную речь.

2. Дидактическая игра «Кто спрятался на картинке?»

Задачи : Учить детей внимательно рассматривать рисунок,узнавать известных ребятам лесных зверей по неполному изображению,называть животных. Активизировать в речи названия частей тела животных.

Работа с родителями : Консультация для родителей «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка» .

СЕНТЯБРЬ.

1. Наблюдение «Приходит осень»

Задачи : Систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в природе в осенний период, обратить внимание на изменения окраски листвы растений осенью. Формировать познавательный интерес.

2. Чтение стихотворений об осени : В. Мирович «Листопад, листопад» .

Задачи : Формировать умение воспринимать поэтический текст, интерес к поэзии. Учить передавать в речи впечатления от услышанного.

3. Выставка рисунков «Волшебница осень» .

4. Физкультурный досуг «Лесные приключения» .

Работа с родителями : Участие в конкурсе рисунков «Волшебница осень» .

1. Рассматривание деревьев и кустарников на участке. Чтение : И. Воробьева «Береза» , И. Токмакова «Ели» .

Задачи : Учить детей различать деревья и кустарники, выявлять изменения, которые произошли с растениями осенью. Познакомить с двумя группами деревьев : лиственные и хвойные. Способствовать развитию эстетического восприятия и художественного вкуса.

2. Подвижная игра «Ветер и облака» .

Задачи : Учить детей согласованно двигаться в заданном направлении, реагировать на словесные сигналы воспитателя. Развивать способность к переключению внимания.

3. Игровое упражнение «Собери каштаны»

Задачи : Предложить детям собрать в ведерочки и корзиночки каштаны на участке для будущих поделок из природного материала. Учить трудиться дружно, помогать друг-другу.

4. Конкурс поделок «Полет цветов» .

Работа с родителями : Участие в конкурсе «Полет цветов» .

1. Рассматривание альбома «Осень» .

Задачи : Систематизировать,обощить и дополнить представления детей о характерных признаках поздней осени. Активизировать в речи и уточнить понятия, связанные с осенними явлениями природы.

2. Дидактическая игра «Сбор урожая» .

Задачи : Уисть детей использовать в игре свои знания об овощах,фруктах и ягодах,помочь составить рассказ о том,где они растут, как за ними ухаживать,чтобы получить хороший, богатый урожай. Учить употреблять в речи обобщающие слова.

3. Чтение и разучивание потешек о солнышке, о дождике.

Задачи : Развивать интерес к художественному слову, память,связную речь. Формировать интерес к художественным произведениям и красоте художественного слова.

Работа с родителями : Консультация «Экологическое воспитание младших дошкольников » .

1. Наблюдение : зимний пейзаж. Чтение : З. Александрова «Снежок» .

Задачи : Обратить внимание детей на красоту зимней природы, учить передавать впечатления в речи. Расширить представления детей о характерных признаках зимы. Формировать интерес к художественному слову.

2. Рассматривание снежинки. Разгадывание загадок о снеге и снежинках.

Задачи : Предложить детям рассмотреть снежинки на одежде, обсудить, на что они похожи, почему не тают на одежде, но тают на ладошке?.

3. Подвижная игра «Зайка беленький»

Задачи : Стимулировать творческую и двигательную активность детей,помочь им запомнить правила игры,освоить игровые действия.

Работа с родителями. Папка передвижка «Учимся наблюдать за изменениями в природе» .

Посади огород» - овладение действием замещения.
«Узнай на вкус» -
«Угадай растение по описанию» -
«Найди листок, какой покажу» - учить детей находить листочки по показу.
«Лото» - упражнять в умении объединять предметы по месту их произрастания
«Сложи картинку» (пейзажные) – учить собирать из частей целое



«Когда это бывает» -
«Угадай, чей хвост» -

Отгадай мою загадку» (о животных леса)- учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
«Кто, что любит» (домашние животные) - уточнить представления детей о том, чем питаются домашние животные.
«Угадай, что в руке» (игр. упр)- учить узнавать названный предмет, с помощью одного из анализаторов.
«Когда это бывает» - учить по словесному описанию, находить нужные картинки.
«Угадай, чей хвост» - закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать.
«Найди растение похожее на травку» - по словесному указанию находить нужное растение. закреплять название комнатных растений

Когда это бывает» (загадки) - учить отгадывать загадки по характерным признакам.
«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки) – учить по описанию выбирать нужные картинки.
«Найди маму» (дикие животные) - учить называть животных и их детёнышей. Подбирать парные картинки.
«Узнай по вкусу» (овощи и фрукты) - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)
«Вороны» (слов игра) – развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами.

«Найди дерево по описанию» - умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность
«Кто, где живет» (с элементами моделирования) - закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания.
«Собери цветок из частей» - учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять названия частей растения.
«Кто, как двигается» (с элементами моделирования) - закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения. (ноги, крылья, плавники).
«Чья это тень» - закреплять названия животных, учить определять животное по силуэту.

Перспективный план работы

по экологическому воспитанию

(1 младшая группа)

СЕНТЯБРЬ

Тема: «Детский сад – чудесный дом, чудеса найдём мы в нём».

Цель: познакомить детей с оснащением и расположением групповой комнаты, познакомить детей с названием уголков, оборудованных в групповой комнате. Материал : кукла Петрушка из театра би-ба-бо.

    Игровое упражнение : «Посмотри, кто здесь живёт?»

Цель: вызвать интерес к живому объекту природы, к наблюдению за рыбками в аквариуме.

    Наблюдение за солнцем.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату,

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку.

    Д/и: «Соберём букет».

Цель: познакомить с растениями на цветочной клумбе.

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет.

    Опытническая работа с песком.

Цель: знакомство детей со свойствами песка (влажный, сухой).

Тема: «В гостях у матрёшки»

Цель: познакомить детей с уголком природы, рассмотреть растения, познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

Материал: игрушка-матрёшка, лейка с водой, палочки для рыхления.

    Наблюдение за цветами на клумбе

Цель: познакомить детей с названиями цветов на клумбе, полюбоваться красотой цветов, вызвать желание оберегать их и ухаживать за ними.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

    Беседа «Осень золотая в гости к нам пришла».

Цель: познакомить детей с временем года – осенью, с её приметами.

    Опытническая работа «Город фантазёров».

Цель: упражнять в печатании форм на мокром песке.

    Д/и «Что нам осень принесла?»

Цель: учить находить и называть овощи, знакомить детей с овощами, их отличительными особенностями.

    Экскурсия по территории детского сада.

Цель: дать представление о растительном мире (деревья, кусты, трава). Развивать интерес к наблюдениям в природе.

    Д/и «Чудесный мешочек».

Цель: знакомство с овощами, фруктами, местом их произрастания.

    Наблюдение за рыбкой «Рыбка живая – её надо кормить».

Цель: дать первоначальные знания о том, что рыбка в аквариуме живая, она плавает и хочет есть, её надо кормить.

    Опытническая работа.

Опыт по выявлению свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячи вынести на прогулку, дети наблюдают, как они постепенно высыхают.

    Рисование «Дары осени».

Цель: закрепить название овощей, их форму, цвет, место произрастания.

    Целевая прогулка на огород.

Цель: дать представление о труде взрослых на огороде, показать результат их труда – овощи.

    Д/и «Узнаю на вкус».

Цель: определить на вкус овощи и фрукты.

    Труд в природе: собрать осенние листья для составления букета.

Цель: знакомить детей с формой листьев, обратить внимание детей на то, что листья с разных деревьев имеют разную форму.

ОКТЯБРЬ

Тема: «Наши зелёные друзья»

Цель: познакомить детей с природным окружением на участке детского сада, учить называть и различать деревья (берёза, тополь); дать элементарное представление о правилах ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: лопата, лейка с водой, кукла, зайчик из театра би-ба-бо.

    Экологическая игра «Угадай растение по описанию».

Цель: учить находить знакомые растения (деревья – берёза, тополь) по описанию.

    Наблюдение за ветром.

Цель: наблюдение, как ветер раскачивает деревья, срывает и несёт жёлтые листья.

Дует, дует ветер,

Дует задувает,

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

    Наблюдение за рыбкой .

Тема: «Рыбка живая – она сама плавает».

Цель: дать представление детям о том, что рыбка живая, она плавает, двигается, у неё есть хвост.

    Чтение произведения В.Бианки «Прячутся»

Цель: знакомить детей с изменениями в природе в осенний период, рассказать, куда прячутся насекомые.

Тема: «Рассматривание комнатного растения - бальзамина».

Цель: учить называть части растения, развивать сосредоточенность внимания, эстетическое восприятие комнатного растения.

Материал: комнатное растение бальзамин.

    Опытническая работа. Вынести на прогулку вертушки для ветра.

Цель: познакомить детей со свойствами ветра: качает деревья, кружит вертушку, в воздухе осенние листья.

    Беседа «Как мы одеваемся осенью».

Цель: дать детям представление о том, как меняется одежда людей в зависимости от сезона и состояния погоды.

    Наблюдение за небом.

Цель: посмотреть, есть ли на небе тучки, какое небо, какая погода.

Дуют ветры, ветры буйные.

Ходят тучи, тучи тёмные.

Не видать в них света белого,

Не видать в них солнца красного.

    Д/и «Где спряталась матрёшка»

Цель: учить находить матрёшку, ориентируясь в пространстве, закрепить название знакомых комнатных растений.

    Труд в природе – кормление рыбки в аквариуме.

Цель: совместное с воспитателем ухаживание за рыбкой: кормить её, мыть кормушку, камешки из аквариума.

    Наблюдение за дождём.

Цель: учить замечать изменения в состоянии погоды: послушать как стучит дождь по окну, какие лужи на дорожке.

К нам на длинной

Мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке,

А на лужице круги –

Это дождика шаги

    Д/и «Найди, о чём расскажу»

Цель: закрепить название деревьев.

    Рисование: «Осенний дождик».

Цель: дать детям представление о том, что дождик необходим для роста растений.

    Чтение произведения Н.Калининой «Как Вася ловил рыбу».

Цель: закрепить знания детей о том, что рыбка живёт в воде, в озёрах, в реках.

    Наблюдение за птицами.

Цель: рассказать детям о том, что осенью птицы улетают в тёплые края.

Села птичка на окошко,

Посиди у нас немножко,

Подожди, не улетай!

Улетела… Ай!

    Опытническая работа. Опыты с водой.

Цель: знакомить детей со свойствами воды (тёплая, холодная).

    Экологическая игра «Что выросло на нашем огороде?»

Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.

НОЯБРЬ

Тема: «Ах ты, котенька-коток».

Цель: познакомить детей с домашним животным – кошкой, чем питается, учить называть части тела животного, где живёт.

Материал: девочка Маринка, живой котёнок, блюдце, молоко, корзина.

    Чтение художественной литературы. С.Маршак «Усатый полосатый».

Цель: познакомить детей с особенностями поведения животного, что любит есть, где спит, чем играет.

    Наблюдение за листопадом.

Цель: ввести понятие «листопад», как листья, падая шуршат, почему это происходит осенью.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

    Беседа о птицах – голубь и воробей.

Цель: познакомить с внешним видом птиц, чем отличаются, чем похожи.

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка

Вот тебе и крошки

На моей ладошке.

    Опытническая работа. Опыт с сухим песком.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка: сухой песок сыпется.

    Д/и «Что растёт в огороде?»

Цель: закрепить знание о том, какие овощи растут в огороде.

    Наблюдение за воробьём.

Цель: закрепить строение птицы (голова, туловище, на голове клюв, глаза, есть лапки, крылья).

Скачет, скачет воробей

Кличет маленьких детей.

Чик-Чирик! Чик-Чирик!

    Рассматривание картинки «Рыбка»

Цель: знакомить детей со строением рыбки – есть хвост, голова, плавники.

    Заучивание потешки о рыбке.

Рыбка плавает в водичке,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Тема: «Моем, моем мы листочки, будут чистыми цветочки».

Цель: формировать у детей знания о структуре трудового процесса. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

Материал: пыльные растения, тазик с водой, тряпочки.

    Беседа «Как мы ухаживаем за растениями».

Цель: закрепить умение правильно поливать комнатные растения, развивать желание ухаживать за комнатными растениями, бережное относиться к ним.

    Рассматривание картины «Петушок с семьёй».

Цель: дать первоначальное представление о составе куриной семьи (петух, курица, цыплята), их внешних отличиях.

    Заучивание потешки

Петушок, петушок,

Золотой гребешок…

    Опытническая работа с землёй.

Цель: учить определять состояние почвы (мокрая, влажная или сухая).

    Чтение произведения К.Ушинского «Петушок с семьёй».

Цель: продолжить знакомить с составом куриной семьи: мама – курица, папа – петух, дети – цыплята.

    Наблюдение на прогулке за деревьями и кустарниками.

Цель: учить различать растения: деревья и кустарники, называть их характерные отличия.

    Д/и «Кто где живёт?»

Цель: закрепить знания детей о том, где живёт рыбка и петушок.

    Опытническая работа. Наблюдение за первым снегом – рассмотреть снежинку через увеличительное стекло, полюбоваться её узором, подуть на снежинку, почему она растаяла?

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

ДЕКАБРЬ

Тема: «Кто у бабушки живёт?»

Цель: знакомить детей с домашними животными: собакой, кошкой. Учить правильно называть детёнышей животных.

Материал: картины «Кошка и котёнок», «Собака со щенком», кукла-би-ба-бо.

    Рассматривание веточки ели.

Цель: учить детей узнавать ель, называть её, объяснить, чем она отличается от берёзы (зелёная, колючая).

Зимой и летом одним цветом. (Ель).

    Беседа о диких животных «Кто живёт в лесу».

Цель: познакомить детей с дикими животными – зайчик, лисичка, медведь.

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями в природе: стало холодно, выпал снег, люди надели тёплую одежду.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица,

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

    Опытническая работа со снегом.

Цель: познакомить детей со свойствами снега: снег бывает рассыпчатый, пушистый, лёгкий, из него ничего нельзя слепить.

    Д/и «Где чей дом?»

Цель: закрепить знания о домашних животных: кошка, собака и диких: зайце, лисе.

    Рассказывание сказки «Снегурочка и лиса».

Цель: уточнить знания детей о животных: диких и домашних.

    Наблюдение за следами на снегу.

Цель: обратить внимание детей, что на снегу много разных следов: детские, взрослые, птичьи, кошачьи.

Точки, крестики, кружочки

Под окном и на снегу.

Мне понятны эти строчки,

    Развлечение «Здравствуй, Петя-петушок, Золотой гребешок»

Цель: создать у детей эмоциональной настроение, вызвать радость от встречи с любимыми персонажами: петушком, зайчиком, лисой, кошкой, собакой.

Тема: «Птички прилетели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали».

Цель: знакомить детей с зимующими птицами (воробей, голуби, синичка).

Материал: силуэты птиц, кормушки, зёрнышки.

    Наблюдение за птицами.

Цель: познакомить детей с внешним видом птиц (строение тела, повадки, чем питаются). Вызвать желание помочь птицам, заботиться о них зимой.

    Беседа «Что делают люди зимой?»

Цель: учить детей рассматривать картинки, называть действия.

    Совместная деятельность – повесить кормушки для птиц, напомнить детям, что птицам зимой очень трудно найти корм.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли,

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед!

    – из влажного липкого снега можно слепить шарики, слепить пирожки.

Падал снег на порог

Кот слепил себе пирог,

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог потёк.

    Экологическая игра «Сложи картинку».

Цель: учить складывать изображение животных и птиц.

    Труд в природе – очистка дорожек от снега (собрать снег лопатой, построить горку).

Много снега, негде бегать,

На дорожке тоже снег,

Вот, ребята, вам лопаты,

Поработаем для всех.

    Наблюдение за собакой.

Цель: что делает собака (бегает, лает, виляет хвостиком и т.д.)

    Чтение художественной литературы О.Высоцкая «Снежный кролик».

ЯНВАРЬ

Тема: «Мы жители лесные, мы добрые и злые».

Цель: дать первоначальное представление о лесе и его обитателях (зайце и волке).

Материал: картинки с изображением животных, игрушка – зайчик, маска волка.

    Наблюдение в природе

Цель: отметить, что морозы крепче, не всегда можно гулять.

Он к бровям моим прирос,

Он залез мне в валенки,

Говорят он – Дед Мороз,

А шалит, как маленький.

    Экологическая игра «Кто во что одет?»

Цель: чем покрыто тело животных (шерсть), птицы (пухом), рыбка (чешуйками).

    Беседа на тему «Как мы встречали Новый год?»

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на прошедший праздник: подвести детей к тому, что не обязательно на празднике использовать живую ёлочку, лучше, если она будет расти в лесу; воспитывать бережное отношение к деревьям.

    Опытническая работа со снегом – набрать снег в баночку, занести в комнату, выяснить, что произойдёт со снегом. Почему растаял снег?

    Развлечение «Праздник новогодней ёлки для кукол»

Цель: в ходе развлечение закрепить название диких и домашних животных, их детёнышей, зимующих птиц.

У Толи и Катюшки,

Есть разные игрушки:

Свинья с поросёнком,

Корова с телёнком,

Курочка хохлатка

И жёлтые цыплятки.

    Наблюдение за снегопадом.

Цель: обратить внимание, как много снега намело, он помогает деревьям не замерзнуть: подгрести снег к стволам деревьев.

    Заучивание стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка».

Цель: закрепить знание о месте обитания рыбки: условия жизни.

    Экологическая игра «Где спряталась рыбка»

Цель: собрать изображение рыбки из частей: закрепить строение рыбки (хвост, голова, тело, плавники).

Тема: «Рассматривание фикуса».

Цель: выяснить характерные особенности фикуса (высокий, похожий на дерево, большие зелёные продолговатые листья). Формировать интерес к растению, желание за ним ухаживать.

Материал: комнатное растение фикус, силуэт божьей коровки.

    Труд в природе – совместно с воспитателем посыпать скользкие дорожки песком.

Цель: показать детям, что дорожки скользкие, покрытые льдом. Развивать наблюдательность.

    Наблюдение за птицами.

Цель: сравнить воробья и голубя по величине, по оперенью, выяснить почему они не улетают в тёплые края.

За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я.

Когда приходят холода –

Не улетает никуда!

    Чтение стихотворения А.Барто «Кто как кричит?»

Цель: учить звукоподражанию голосам животных.

    Рассматривание картинки «Зимние забавы».

Цель: уточнить знания детей о том, что зимой холодно (дети тепло одеты, катаются на санках и лыжах, играют со снегом). Вызвать воспоминания из прошлого опыта.

    Игра-забава «Жил-был зайчик»

Цель: уточнить знания детей о строении зайца (длинные уши, короткий хвост, прыгает, любит морковку), где живёт.

Жил-был зайчик, длинные ушки,

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и словно волка нет,

И дают морковку на обед.

    Наблюдение за зимним солнцем.

Цель : отметить, что солнце светит, но не греет: понаблюдать в каком месте солнце поднимается утром, где оно прячется вечером.

    Опытническая работа с водой – вынести воду на мороз, что с ней произойдёт? Во что превратилась вода?

    Работа в уголке природы – обратить внимание детей на то, что у растений появились засохшие листья; объяснить, что им мало солнышка и света. Привлечь детей к уборке обрезанных засохших листьев.

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Удивительная птичка – попугайчик-невиличка».

Цель: учить детей внимательно наблюдать за живым существом, замечать её особенности, как порхает с палочки на палочку. Уточнить, что есть у попугайчика, чем его кормят.

Материал: клетка с волнистым попугайчиком, корм, водичка, силуэты птиц на каждого ребёнка.

    Экологическая игра «Угадаю по описанию».

Цель: уточнить знания детей о комнатных растениях (фикус, бальзамин).

    Опытническая работа «Во что превратилась сосулька».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами льда. Выяснить, почему растаяла сосулька в ладони.

    Работа в уголке природы «Посадка репчатого лука».

Цель: уточнить представления детей о луке, как овоще, рассказать, что из головки лука можно вырастить зелёный лук.

Как на нашей грядке

Выросли ребятки:

Золотистые мундиры,

Зелёные усы –

Все ребята хороши!

    Наблюдение за метелью.

Цель: понаблюдать, как ветер поднимает с земли лёгкий снег и кружит его в воздухе.

Зашумела, разгулялась в поле непогода

Принакрылась голым снегом голая дорога.

    Наблюдение за сосульками.

Цель: сравнение сосулек по величине, по длине, обратить внимание на то, какие они прозрачные, напомнить, что это замёрзшая вода, что их нельзя брать в рот.

Очень плохая привычка у Юльки,

Любит сосать ледяные сосульки…

Однажды ангиной Юля заболела

И больше ни разу сосульки не ела.

    Рисование «Кто шагает по тропинке».

Цель : учить детей рисовать следы зверей и птиц.

    Наблюдение в уголке природы. Срезать веточку смородины и поставить её в воду.

Цель: наблюдение за распусканием листочков, почему появились листочки.

    Заучивание потешки.

Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку,

Выкупала Ваньку.

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

Тема: «Добрый доктор Айболит, он всех исцелит».

Цель: упражнять в различении плодов моркови и свёклы, лука и лимона по названиям и характерным особенностям. Формировать желание не болеть, укреплять здоровье.

Материал: кукла Доктор Айболит, корзина с овощами, машина скорой помощи.

    Опытническая работа «Где растёт сосулька?»

Цель: предложить детям понаблюдать за сосульками на солнечной стороне здания. Что происходит с сосульками, когда пригревает солнце?

    Творческая игра «Звери заболели»

Цель: вызвать у детей чувство сострадания к животным, желание помочь им.

    Наблюдение за снегирём.

Цель: отметить красоту оперения птицы, на какое дерево прилетел.

Глянь-ка, мама, посмотри,

За окошком снегири.

Синие, красные,

Крылышки атласные.

    Беседа «Если птичка живёт дома?»

Цель: закрепить знания о домашних птицах: курица с цыплятами.

По дворику хохлатка,

По дворику махнатка

С цыплятами идёт

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются –

Сейчас к себе зовёт.

Кудах – кудах – кудах!

    Наблюдение на прогулке – объяснить детям, что в морозные дни ветки легко ломаются, они становятся хрупкими, напомнить, что деревья и кусты нельзя ломать.

    Экологическая игра «По тропинке ножки шли и куда-то мы пришли».

Цель: закрепить название деревьев на участке детского сада.

    Наблюдение за водой.

Цель: уточнить представление о том, что в помещении появляется вода, когда открывают водопроводный кран – она льётся струйкой вниз.

Ай лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

    Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».

Цель: уточнить представления детей о свойствах льда (тает на солнце).

МАРТ

Тема: «Витамины с грядки деда Матвея».

Цель: познакомить детей с плодами овощных культур, закрепить знания о месте произрастания, умение описывать овощ по характерным признакам.

Материал: ширма, кукла Дед, муляжи овощей, настоящие овощи, корзина, семена гороха, ящик с землёй, лейка.

    Труд в уголке природы – наблюдение за ростом лука.

Цель: познакомить детей с процессом роста лука, закрепить, что надо для роста лука.

    Наблюдение за состоянием погоды.

Цель: учить детей замечать изменения в погоде, называть их (солнце светит ярче, стали дни длиннее).

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

    Рассматривание картины «Гуси».

Цель: продолжать знакомить детей с домашними птицами, где живут, кто за ними ухаживает.

Белые гуси к ручейку идут,

Гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга.

Крикнули гуси:

Га-га-га!

    Д/и «Дом веселого скворца».

Цель: уточнить, что является домом скворца.

    Опытническая работа.

Провести наблюдения за снегом, где быстрее тает снег: на солнечной стороне или там, где нет солнце?

    Наблюдения за воробьями.

Цель: напомнить как дети помогали птицам зимой, послушать, как весело чирикают воробьи, чему они рады?

О чём поют воробышки

В последний день зимы?

Мы выжили!

Мы выжили!

Мы живы!

Живы Мы!

    Беседа «Что растёт у деда Матвея?»

Цель: познакомить детей с фруктами, рассказать, что они полезны для здоровья.

    Рисование «Повисли с крыш хрустальные сосульки».

Цель: почему сосульки появляются весной?

Тема: «Знакомство с комнатными растениями».

Цель: уточнить представление детей о комнатных растениях (фикусе, бальзамине). Учить сравнивать растения.

Материал: комнатные растения (фикус, бальзамин), машина с зелёным крестом, кукла Доктор Айболит, лейки.

    Опытническая работа (с зеркалом) «Солнечный зайчик».

Цель: вызвать у детей радостное настроение, поиграть с солнечным зайчиком.

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.

    Рисование «Солнечные зайчики».

Цель: рисование пятном солнечных зайчиков, выяснить, почему они появляются весной.

    Труд в природе – поливка комнатных растений, лука в ящике.

Цель: наблюдение за ростом лука.

    Рассматривание головки репчатого лука, проросшего в воде.

Цель: рассмотреть корни лука, зелёные стрелочки, дать представление о том, что лук пьёт воду корнем.

    Игра-развлечение «Медвежатки».

Цель: учить детей обыгрывать сюжет стихотворения, уточнить, что любит есть медвежонок, что ест медведь в лесу.

Медвежаток я взяла,

Посадила у стола:

Угощайтесь, медвежатки,

Ешьте мёл хороший, сладкий!

А они себе сидят и ни капли не едят:

Хоть они и любят мёд,

Но раскрыть не могут рот.

    Наблюдение за облаками.

Цель: развивать наблюдательность в природе, фантазию.

Облака – белогривые лошадки,

Облака, что вы мчитесь без оглядки?

    Экологическая игра «Когда это бывает?»

Цель: закрепить приметы весны.

    Рассматривание картины «Корова с телёнком».

Цель: закрепить название животного, его детёныша, выяснить, что корова даёт полезное молоко.

АПРЕЛЬ

Тема: «Не топчи травку».

Цель: учить детей бережно относиться к растительному покрову, беречь красоту природы, дать представление о том, что травка живая, ей больно.

Материал : игрушка бабочка.

    Заучивание потешки.

Цель: создание радостного настроения, читая потешку, объяснить, что солнышко согревает всю землю своим теплом.

Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное покажись!

    Беседа «Где была травка зимой?»

Цель: дать детям представление о том, что зимой растения спят под снегом.

    Наблюдение за проталинками.

Цель: показать детям первые проталинки, выяснить, почему видна земля.

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталинки на земле видны

Видно, очень тёплые ноги у весны.

    Экскурсия в уголок сада.

Цель: познакомить детей с деревьями, растущими в саду.

    Наблюдение за солнцем.

Цель : рассказать, что весной ярко светит солнышко, предложить погреть на солнышке ладошки и щёчки, весной вся природа рада солнышку.

Туча спряталась за лес

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое, доброе лучистое.

    Беседа с детьми «Кто прилетает из тёплых стран?»

Цель : познакомить детей с перелётными птицами (грач, скворец).

На шесте дворец, во дворце певец. (скворец).

    Сравнение дерева с кустарником.

Цель: формировать представление, что дерево и кустарник – растения, они живые, имеют корень, ветви, листочки.

    Чтение стихотворений И.Токмаковой о деревьях: «Ель», «Осина», «Берёза».

Цель : рассмотреть плакаты с изображением деревьев, закрепить знания о частях дерева (ствол, корень, ветви, листочки).

Тема: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор».

Цель: уметь узнавать на картинке лошадь, жеребёнка, определить, чем отличаются они от козы с козлёнком, находить и называть части тела животного.

Материал: картины: «Лошадь с жеребёнком», «Коза с козлёнком», кукла дед.

    Наблюдение за тополем.

Цель: уточнить знания детей о знакомом дереве (ствол, ветка, почка).

    Целевая прогулка на огород.

Цель: познакомить детей с весенними работами на огороде, вскопать землю, приготовить грядки для посадки семян.

    Опытническая работа «Куда исчезли лужи?»

Цель: во время наблюдения на прогулке уточнить, куда исчезла вода в лужах: впиталась в землю, солнышко высушило лужу.

    Театрализованная деятельность , игра – развлечение «Едем, едем на лошадке».

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету,

Две собаки у порога

Нам сказали очень строго:

Ав-ав-ав (Гав-гав-гав).

    Труд в природе – посадка семян тыквы на огороде.

Цель: познакомить детей с процессом посадки семян в грунт, воспитывать желание трудиться.

    Наблюдение за берёзкой.

Цель: уточнить знания детей о берёзке, почему так называется дерево, полюбоваться её красотой, вызвать желание оберегать берёзку.

У красы берёзки

Платье серебрится,

У красы берёзки

Зелёные косицы.

    Опытническая работа «Чем пахнет весна?»

Цель: растереть и понюхать почки, они пахнут весной, свежестью, почему они набухли? Почему из них появились первые листочки?

    Д/и «Оденем куклу Таню на прогулку».

Цель: уточнить знания детей о том, какую одежду носят весной, как одеты дети? Почему?

МАЙ

Тема: «Весна – красна пришла, всем цветочки принесла».

Цель: познакомить детей с новым растением – одуванчиком, выделить его особенности (жёлтый, яркий цветок, стебель – длинный, гладкий). Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.

Материал: игрушка пчёлка, алгоритмы по строению цветка.

    Беседа с детьми «Что в лесу весной бывает?»

Цель: познакомить детей с весенними явлениями в лесу (просыпаются деревья, травы, цветы, птицы строят гнёзда и т.д.)

    Наблюдение на прогулке за цветением деревьев (на примере вишни).

Цель: замечать и показывать изменения, которые произошли с вишней весной, вспомнить, какой была вишня зимой.

    Экскурсия на весеннюю лужайку.

Цель: полюбоваться первыми цветами на лужайке, воспитывать бережное отношение к цветам.

Дождались мы светлого мая,

Цветы и деревья цветут,

И по небу синему тая,

Румяные тучки плывут.

    Опытническая работа «Лучик солнца золотой».

Цель : продолжить знакомить детей со свойствами солнечных лучей, высушивая влажный песок (намочить песок водой, положить на солнце).

    Сравнение цветка одуванчика с подснежником.

Цель: обратить внимание на форму цветка, на его цвет, что общего у цветов? (есть цветок, листья, стебель).

    Наблюдение за дождиком.

Цель: продолжать знакомить детей с природными явлениями.

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

    Экологическая игра «Кто где живёт?»

Цель: продолжать знакомить детей с тем, где проживают дикие и домашние животные.

    Рассматривание картины «Дети кормят цыплят»

Цель : закрепить знание о том, кто живёт в куриной семье.

Тема: «Друзья цветов».

Цель: познакомить детей с насекомыми (бабочкой, пчелой), дать представление о пользе насекомых. Воспитывать любовь к живой природе.

Материал: силуэты бабочек, пчёлок.

    Наблюдение на прогулке за насекомыми.

Цель: дать объяснения, откуда появились насекомые, где они прятались зимой.

В ярком платье модница

Погулять охотница,

От цветка к цветку порхает

Утомится – отдыхает.

    Экологическая игра «Собери цветок из частей».

Цель: закрепить строение цветка, используя модели.

    Рисование «Одуванчики»

Цель : передать красоту цветка, воспитывать бережное отношение к цветам.

    Опытническая работа «Тень».

Цель: понаблюдать с детьми за тенью, которая тянется от предмета на землю.

    Беседа с детьми о лекарственных травах (мать-и-мачеха).

Цель: рассказать о пользе лекарственных трав.

    Экскурсия в уголок леса.

Цель: обратить внимание на убранство леса, как и почему он изменился?

    Экологическая игра «Кто что делает?».

Цель: рассказать о способах передвижения животных и птиц.

    Труд в природе – собрать камешки и веточки на участке совместно с воспитателем.

Цель: учить детей соблюдать чистоту на своём участке.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал